Зачем и кому в Украине нужен русскоязычный телеканал?
Недавно в команде нового президента озвучили намерение запустить в Украине русскоязычный телеканал для борьбы “за умы”. В частности, ответственный за информационную политику в Офисе президента Кирилл Тимошенко заявил, что аудиторией этого медиа должно стать русскоязычное население, проживающее на оккупированных территориях Крыма и в неподконтрольных Киеву регионах Донбасса. Канал якобы собираются создать на базе UATV, который получает финансирование из бюджета и сегодня транслирует программы на разных языках по очереди. Но я думаю, что нам все же нужен совершенно новый канал на русском языке с качественным социально-политическим контентом, способный конкурировать с ведущими пропагандистскими телеканалами России. Расскажу о преимуществах, а также возможных сложностях реализации такой идеи.
Целевая аудитория
На жителей оккупированных территорий Украины уже пять лет идет целенаправленная информационная атака со стороны Российской Федерации. Она включает в себя в том числе и систематическое разжигание ненависти к украинцам и украинскому языку. За этот период в головах многих жителей Крыма и Донбасса, которые смотрят российское ТВ и верят ему, укоренилась мысль, что в Киеве власть захватили фашисты, нацисты, бандеровцы и одна из главных их целей – лишить жителей Украины возможности говорить на русском языке. Мы с вами знаем, что это не так. А вот многие жители оккупированных территорий верят в эти мифы. На подконтрольной Украине территории такие жители тоже есть – об этом говорит рейтинг пропутинской партии Медведчука.
Поэтому создание русскоязычного канала, основной целевой аудиторией которого будут мирные жители оккупированных территорий и переселенцы, на мой взгляд, необходимо. Ведь это несколько миллионов человек, у которых есть масса проблем, совершенно отличающихся от проблем остальных жителей Украины, т.к. все эти проблемы связаны с вооруженным конфликтом и оккупацией.
Сейчас системно изготовлением социально значимого контента на русском языке для этой аудитории занимаются только общественные организации, у которых нет своих медиа, и некоторые малопопулярные среди широких масс независимые медиа в Интернете. Бюджетный UATV больше ориентирован на зрителя за границей и показывает программы об Украине на разных языках. Это совсем другие задачи и другая информация. Телеканалы олигархов почти не создают такой контент, т.к. это экономически невыгодно: такие зрители не аудитория для рекламодателей. Политически это им тоже не выгодно, ведь жители оккупированных территорий не электорат для украинских политиков, которые фактически финансируют почти все крупные информационные ресурсы страны.
Поэтому новое медиа может стать основным каналом коммуникации и донесения неискаженной информации об Украине до людей в оккупации. За пять лет войны люди там уже фактически не слышат украинского языка. Например, в Крыму научиться украинскому языку крайне сложно, только через онлайн, так как обучения на украинском языке в Крыму нет.
Аргументы за и против
Если работа телеканала будет построена грамотным образом, то есть большая вероятность, что часть целевой аудитории начнет смотреть его вместо российских каналов или вместе с российскими каналами. Благодаря такому вещанию появится возможность снизить градус ненависти между жителями оккупированных территорий и остальными украинцами, который постоянно искусственно повышается оккупационными медиа.
Опять же, разъяснение жителям оккупированных территорий того, что происходит в Украине, какую политику ведет правительство страны по отношению к жителям этих территорий, обсуждение вопросов переходного правосудия, трансляция месседжей о том, что “Украина вас не забыла” и что “в оккупации находятся мирные граждане Украины, которые нуждаются в защите со стороны украинской власти”, могут дать положительный эффект в долгосрочной перспективе.
При этом важно понимать, что, запуская такой телеканал, нужно привлекать в команду только профессиональных журналистов. И ни в коем случае не пропагандистов.
Если телеканал будет хоть и на русском языке, но разжигать ненависть к жителям оккупированных территорий, транслировать месседжи, которые дискриминируют этих жителей, однобоко освещать гуманитарную ситуацию в зоне боевых действий, не уделять должного внимания социальным проблемам, борьбе с дискриминацией переселенцев и жителей оккупированных территорий, то этот канал не даст никакого положительного эффекта.
Но если контент будет ориентирован на жителей оккупированных территорий как на украинцев, как на часть Украины, будет давать ответы на важные для них вопросы, то это однозначно будет препятствовать российской пропаганде и способствовать реинтеграции этих территорий.
Я думаю, что создание такого телеканала совершенно не повредит развитию украинского языка. Ведь украиноязычные жители Крыма и Донбасса и сейчас смотрят телеканалы на украинском. Это можно делать через Интернет либо через спутник. Но это в основном развлекательные телеканалы с недостаточным качеством журналистской работы, которые фактически не уделяют внимания проблемам жителей оккупированных территорий.
Как показывают мониторинги Нацсовета Украины по телерадиовещанию, проблемам Крыма и Донбасса уделяется в эфирах таких телеканалов от 2 до 8 % эфирного времени. Этого явно мало. В тоже время почти все русскоязычные телеканалы в основном заняты агрессивной антиукраинской пропагандой. Многие люди в Крыму и на Донбассе понимают украинский язык, но искусственно разжигаемая Россией ненависть ко всему украинскому сейчас настолько сильна на этих территориях, что эти люди не смотрят такие телеканалы просто “из принципа”.
Поэтому людям нужна сильная альтернатива на русском, которую им может предложить Украина. Качественную социально значимую информацию на таком телеканале можно транслировать вместе с украинскими фильмами и сериалами на русском языке: они в любом случае лучше российского милитаризированного пропагандистского “мыла”, которым сейчас усиленно снабжают жителей оккупированных территорий.
Более того, этот канал, несмотря на русскоязычность, можно использовать как раз для поддержания, развития украинской культуры. Например, рассказать об украинской истории, освещать культурные события Украины, знакомить с украинскими деятелями культуры, интегрировать постепенно в контент и украинский язык.
Минусы такой идеи – это слишком затратный проект, ведь такому телеканалу придется конкурировать с ведущими пропагандистскими государственными телеканалами РФ, на содержание которых государство-агрессор тратит миллионы долларов ежегодно. Кроме того, есть большая вероятность, что такой канал будет полностью заблокирован и его будет невозможно смотреть на оккупированных территориях. Как показывают мониторинги Крымской правозащитной группы и других медиаорганизаций, и в Крыму, и на Донбассе сейчас происходит масштабное блокирование эфирного украинского телерадиовещания и украинских информационных сайтов. Поэтому есть большая вероятность, что этот канал тоже заблокируют, и бюджетные деньги, которые выделят на его запуск, будут потрачены безрезультатно.
Ну и если такой телеканал будет создан для “распила” бюджетных денег или только для трансляции некачественных развлекательных программ украинских медиамагнатов, то шансы на победу в информационной войне “за умы” будут сведены к минимуму.
Качество контента
Основным приоритетом такого телеканала должна стать конфликтно-сенситивная журналистика. Т.е. без проявлений дискриминации, разжигания ненависти и упоминания переселенцев и жителей оккупированных территорий в унизительном контексте (например, “в Крыму остались только ватники”, “они там все предатели”) или в криминальной хронике (например, “крымчанин-переселенец ограбил жителя Винницы”). Кроме того, контент такого телеканала важно строить так, чтобы через разные формы все равно распространять украинский язык среди населения оккупированных территорий. К примеру, новости на русском языке, а вот далее может идти музыкальный блок украинских исполнителей, часть фильмов – украинские, также к русскоязычному контенту можно добавлять украинские субтитры.
Я уверена, что телеканал будет иметь успех и доверие зрителя, если:
- журналисты будут строго соблюдать кодекс журналистской этики;
- будут выделены ресурсы на создание профессиональных репортажей о жизни переселенцев и жителей оккупированных территорий;
- будет много контента с разъяснениями о том, как люди из оккупации могут получить образование, бесплатную помощь, оформить документы и социальные выплаты на подконтрольной территории;
- люди получат доступную информацию о том, как они могут противостоять дискриминации и как можно преодолеть последствия гуманитарной катастрофы;
- телеканал будет давать регулярные разъяснения о том, как пострадавшие от конфликта могут получить компенсации за разрушенное жилье, как обращаться в международные инстанции за защитой своих прав;
- развлекательный контент телеканала будет качественным и интересным.
Думаю, что шансы завоевать аудиторию у такого медиа очень велики. Даже если оно будет вещать только в Интернете или через спутник. Если такой телеканал будет создан, то это в любом случае поможет стране противостоять агрессивной пропаганде насилия и разжигания ненависти к украинцам, которую уже давно и успешно ведет Россия на всей территории Украины.
Ирина Седова, медиаэкспертка Крымской правозащитной группы