В деле журналиста Есипенко Россия использовала все методы давления и несправедливого судилища – правозащитники
Жена журналиста и фрилансера “Крым.Реалии” Владислава Есипенко Екатерина Есипенко призвала участников Крымской платформы непрерывно поставлять оружие Украине. Она убеждена, что говорить об освобождении политзаключенных и военнопленных можно только в контексте военной победы Украины над Россией.
Об этом Екатерина Есипенко заявила во время пресс-конференции в Укринформе 23 августа, передает корреспондент издания ZMINA.
Заместитель председателя правления Крымской правозащитной группы Владимир Чекрыгин напомнил, что российские силовики пытали журналиста Владислава Есипенко после его похищения.
“В этом деле силовики не сильно напрягались. После того как они сняли задержание, чтобы легализовать его, они якобы отпустили журналиста домой, а Владислав потом якобы сам к ним пришел. Это всегда так происходит, когда ФСБ кого-то подозревает в сотрудничестве с разведкой иностранной страны: они отпускают домой, чтобы человек подумал, стоит ли снова приходить к ним”, – иронизирует правозащитник.
Он также напомнил, что к журналисту не допускали независимого адвоката, с которым заключила договор Екатерина Есипенко. Вместо этого ему предоставили адвоката по назначению Виолетту Синеглазову, которая ранее принимала участие по заказу ФСБ в делах украинских политзаключенных.
По словам Чекригина, ее единственной задачей было давить на потерпевшего и заставлять его согласиться с обвинением, одновременно обещая ему смягчение срока заключения.
“Но из-за того, что журналист оказался стойким человеком и не пошел на сотрудничество со следователем, это ему помогло, поскольку в планах ФСБ было сначала обвинить его в шпионаже и диверсии. В “суде” он заявил о пытках, отказался от адвоката по назначению. После этого у ФСБ остались только обвинения о хранении гранаты. Больше они не смогли ничего доказать и не могли объяснить, на каком основании они его вообще задержали. В суде силовики просто ссылались на то, что это была секретная информация”, – пояснил Чекрыгин.
Правозащитник отмечает путаницу в показаниях во время допроса свидетелей и экспертов, которую отмечала сторона защиты.
“Они не могли определиться, кто именно и при каких обстоятельствах нашел гранату. То ли это были кинологи, то ли сотрудники ФСБ. Многие не могли вспомнить детали”, – сказал он.
18 августа этого года суд апелляционной инстанции оккупированного Симферополя “смягчил” приговор Есипенко с шести до пяти лет колонии общего режима и оставил штраф в размере 110 тысяч рублей. Правозащитники считают такое решение настоящим издевательством, а дело против Есипенко абсолютно сфальсифицированным.
Этот приговор нужно было вообще отменить, а не “смягчать” на год.
Владимир Чекрыгин
Екатерина Есипенко сообщила, что состояние здоровья мужчины нормальное, также он получает много писем, которые его поддерживают. Однако условия его содержания ухудшились с началом полномасштабной войны.
Проект “Крым.Реалии” и “Радио Свобода” добиваются освобождения Владислава Есипенко, который является их фрилансером.
Руководитель “Крым.Реалии” Владимир Притула сообщил, что президент “Радио Свободная Европа” “Радио Свобода” Джейми Флай постоянно публично говорит о Есипенко и о необходимости его освобождения как с украинскими чиновниками, так и с американскими, а также с международными институтами. В частности, Джейми Флай обсуждал это недавно с руководителем Офиса президента Андреем Ермаком.
“Есипенко был журналистом-фрилансером “Радио Свобода”, и именно поэтому ФСБ так жестоко к нему относится”, – комментирует Притула.
Публицист, писатель, член украинского PEN-клуба, посол кампании за освобождение Есипенко Виталий Портников заявил, что Владислав не первый сотрудник “Радио Свобод”а, которого Россия заключила в тюрьму после 2014-го.
“Это заключение – четкий угрожающий сигнал России журналистам на оккупированных территориях и непосредственно редакции “Радио Свобода”, – сказал Портников.
Глава правления Центра прав человека ZMINA Татьяна Печончик сообщила, что список незаконно заключенных Россией журналистов во временно оккупированном Крыму растет. Каждый десятый политзаключенный является гражданским журналистом.
С начала полномасштабного российского вторжения в Украину на полуострове арестовали журналистку Ирину Данилович и журналиста “Крымской солидарности” Вилена Темерьянова. Таким образом, общее количество незаконно арестованных журналистов на полуострове достигло 14 человек.
Заместитель постоянного представителя президента Украины в Автономной Республике Крым Денис Чистиков призвал крымчан не замалчивать факты задержания своих родных, близких или друзей, а сообщать украинским государственным органам или правозащитникам об этом.
“Российские силовики могут сказать подождать: мол, через два-три дня их отпустят. Но проходят недели, и человека не отпускают. Если случаются такие случаи, прошу обращаться к нам и давать огласку. Потому что, как показывает дело Владислава Есипенко, чем больше огласки, тем больше шансов, что человек останется живым”, – объяснил Чистиков.
Kalush Orchestra, мама фронтмена этой группы Стафения и крымский актер Ахтем Сеитаблаев высказались в поддержку политзаключенного.
Екатерина Есипенко убеждена, что говорить об освобождении политзаключенных, военнопленных можно только в контексте военной победы Украины над Россией.
“Владимир Путин довел эскалацию до геноцида украинского народа, и это не должно остаться безнаказанным”, — прокомментировала она.
Женщина призвала участников Крымской платформы к непрерывным поставкам оружия Украине.
“Не Россия ограничивает исход этой битвы, а все определяется полномасштабной помощью Украине от Соединенных Штатов”, — добавила она.
Напомним, Есипенко российские силовики задержали 10 марта 2021 года, после того, как тот посетил акцию ко дню рождения Тараса Шевченко, которая состоялась накануне в Симферополе. Политзаключенный рассказывал о пытках со стороны ФСБ ради нужных российской спецслужбе показаний. А в начале 2022 года так называемый “Симферопольский райсуд” приговорил Есипенко к шести годам колонии общего режима и штрафу в размере 110 тысяч рублей. Украинца сочли виновным в незаконном хранении и перевозке взрывного устройства.
19 августа Есипенко получил награду Free Media Award 2022 за “критически важную журналистскую работу в чрезвычайно сложных условиях”.
Фото Ирины Иванченко