С 2018 года оккупанты в Крыму пытались привлечь к ответственности 20 крымских татарок за поддержку арестованных родственников
С 2018 года по меньшей мере 20 крымских татарок во временно оккупированном Крыму пытались привлечь к административной ответственности за поддержку своих родственников, преследуемых оккупационными властями полуострова или за «нарушения» в помещении или на территории судов.
Об этом информирует общественное объединение “Крымская солидарность”.
Первый случай административного преследования произошел в 2018 году. Тогда жену политзаключенного по делу первой Симферопольской группы “Хизб ут-Тахрир” Узеира Абдуллаева Феру обвинили в том, что она сопротивлялась судебным приставам и отказывалась спуститься на первый этаж Верховного суда Крыма после того, как ей сказали, что заседание по делу ее мужа проходит в закрытом режиме. По версии пристава, Фера Абдуллаева кричала и возмущалась. Защита настаивала, что этого не было и что именно пристав в повышенном тоне и очень жесткой форме потребовал от женщины покинуть этаж. Крымский суд оправдал Абдуллаеву.
Подверглись административному преследованию и матери политзаключенных. Так, в 2020 году на мать правозащитника по делу второй Бахчисарайской группы Сервера Мустафаева Венеру составляли протокол и выписали штраф за одиночный пикет в поддержку сына, который она провела “без уведомления власти”. Суд прекратил производство по этому делу.
Кроме того, за пикет в поддержку сына в 2021 году Красногвардейский районный суд Крыма признал виновной мать Арсена Абхаирова Зелиху. Ей был назначен штраф в 10 тысяч рублей. В том же году суд оштрафовал на ту же сумму мать Асана Ахтемова, которого пытали силовики. Зарему Ахтемову признали виновной в неповиновении полиции и невыполнении правил при чрезвычайной ситуации, когда она вышла к зданию ФСБ с требованием дать информацию о похищенном силовиками сыне и других фигурантах его дела.
“Все, что связано с политзеками, что не укладывается в нужные ФСБ и подконтрольным ей судам рамки, подлежит устранению. Нижние звенья получают инструкции о том, что политзеки являются отрицательным и опасным элементом, что все поддерживающие их — преступники. Любая активная поддержка даже со стороны близкой родственницы встречает резкий отклик у рядового пристава, который особенно желает выслужиться и будет искать, за что бы уцепиться. Таким образом всем своим видом система показывает свое отторжение таких людей и их близких”, — прокомментировал сложившуюся на полуострове ситуацию правозащитник Эмиль Курбединов.
Напомним, с начала российской оккупации Крыма на полуострове зафиксировали два заочных ареста и девять привлечений к уголовной ответственности женщин.
Самой уязвимой группой на временно оккупированном полуострове остаются семьи политических заключенных Кремля: жены, матери и дочери. Негативной тенденцией стало преследование активисток Крыма по уголовным и административным делам.