Как в концлагере: морпех Дианов рассказал о пытках голодом и других издевательствах в российском плену
Защитников “Азовстали” в российском плену пытали голодом, раздевали, били электрошокером, загоняли иглы под ногти и издевались другими способами.
Об этом в интервью Sky News рассказал освобожденный из плена морской пехотинец Михаил Дианов.
Он является одним из 215 украинцев, которых по обмену освободили из российского плена 21 сентября. Михаила Дианова вместе с другими пленными защитниками “Азовстали” держали в Еленовской колонии на оккупированной россиянами территории Донецкой области.
Мужчина называет это место концлагерем и рассказывает, как захватчики мучили пленных голодом:
“Они обращались с нами, как с животными. Есть было невозможно. На это давали 30 секунд. За 30 секунд нужно было съесть все, что можно. Хлеб был специально очень жесткий, ребята, которым выбили зубы, не успевали поесть. Это продолжалось 30 секунд, а потом ты должен был остановиться. Ты должен был сразу встать и бежать. Так было все время”.
Военный также описал, как пленных бросали в одиночную камеру и пытали за то, что они подняли ягоду с земли и съели ее. Их били палками, применяли электрошокеры и втыкали иглы под ногти.
“Поверьте, после месяца голодания, когда закрываешь глаза, ты забываешь о семье, стране, обо всем. Единственное, о чем ты думаешь – это о еде”, – говорит он.
К тому же в этой тюрьме россияне держали в разы больше человек, чем она должна вмещать. Вместо 150 в блоке – 800. Из-за постоянного пребывания в невероятной давке у Михаила начались проблемы с ногами – теперь ему тяжело ходить.
Четыре месяца пребывания в плену россиян изменили его до неузнаваемости. Боец похудел на 40 кг, а его состояние здоровья значительно ухудшилось.
Непоправимый ущерб нанесло то, что россияне почти не оказывали раненым пленникам нужной медицинской помощи. На момент попадания в плен у Дианова была сломана правая рука. Захватчики провели несоответствующую операцию с помощью плоскогубцев и без анестезии. За время пребывания в плену из-за отсутствия медицинской помощи кость срослась полукругом.
Журналист издания Sky News также спросил Дианова о больших ссадинах на верхней части носа.
“Клейкая лента. Они обмотали мою голову скотчем, и я так провел день, полтора”, – отвечает он
Дианов находился 36 часов с заклеенными скотчем глазами, не зная, куда он направляется – пересаживался с автобуса на самолет и снова на автобус. Лишь после того, как ленту наконец-то сняли, он понял, что вернулся в Украину.
Теперь ему нужно набрать 20 кг, прежде чем он сможет совершить коррекционную операцию на руке.
Психологическое влияние, скорее всего, займет гораздо больше времени.
“Каждый травмирован, я считаю себя психически сильным человеком, но для меня многое потеряло свою ценность”, — говорит освобожденный военный.
Как известно, в результате очередного обмена пленными 21 сентября в Украину вернулись 215 военнослужащих, в том числе защитников “Азовстали”. Освобождены 108 бойцов полка “Азов” и других формирований Национальной гвардии Украины, а также военнослужащих Сухопутных и Военно-Морских сил, территориальной обороны ВСУ, Государственной пограничной службы, Национальной полиции, работников СБУ, Госспецслужбы транспорта, Государственной таможенной службы.
В начале сентября глава мониторинговой миссии ООН по правам человека в Украине Матильда Богнер заявляла, что ООН имеет доказательства того, что военнопленные, находящиеся под властью Российской Федерации и удерживаемые вооруженными силами России или связанными с ними вооруженными группировками, подвергались пыткам и жестокому обращению. Такие действия в отношении военнопленных могут быть расценены как военные преступления.
23 августа ЕСПЧ в срочном порядке рассмотрел ходатайство Украины о соблюдении Россией прав пленных украинских защитников и предоставил РФ срочные указания по немедленному обеспечению закрепленных Женевской конвенцией прав, в том числе на медицинскую помощь.
По словам министерства по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Ирины Верещук, по состоянию на 25 сентября в плену российских военных находятся 2,5 тысячи украинцев.