Оккупационный “суд” нарушил 15 стандартов по делу политзаключенных Наримана Джеляла и братьев Ахтемовых – крымские правозащитники
В судебном процессе над заместителем председателя Меджлиса крымскотатарского народа Нариманом Джелялом, братьями Асаном и Азизом Ахтемовым эксперты правозащитной организации “Крымский процесс” выявили нарушение 15 стандартов доступа к справедливому правосудию.
Соответствующий отчет крымские правозащитники обнародовали на своей странице.
Больше всего нарушений они выявили в вопросах обеспечения независимости и беспристрастности суда и в реализации права на защиту.
“Крымский процесс” считает, что, в частности, на предвзятость суда в первой инстанции могли влиять уголовные дела, заведенные в Украине против двух из трех незаконных “судей” так называемой коллегии и внесение третьего члена коллегии в санкционные списки.
Кроме того, за время процесса аналитики выделили не менее семи фактов, указывающих на зависимость “суда” от позиции ФСБ, которая проявлялась, в частности, в особом подходе при допросе сотрудников этого ведомства.
Также в отчете правозащитников говорится, что в подконтрольном РФ незаконно созданном на полуострове “верховном суде” было определенное стремление сохранить гласность судебного процесса. Впрочем, они зафиксировали по меньшей мере 12 фактов и действий, ограничивающих открытость и публичность судебных заседаний по этому уголовному делу.
Рассмотрение дела в апелляционной инстанции полностью противоречило принципам гласности и сопровождалось массовыми задержаниями слушателей и журналистов.
Кроме того, эксперты зафиксировали нарушение стандартов равенства сторон. В частности, за время судебного следствия в первой инстанции стороны заявили по меньшей мере 45 ходатайств, имеющих значение для подтверждения своих позиций. Из них государственному обвинителю “суд” отказал в 17% случаев (в 3 ходатайствах из 15 заявленных), защиты – в 85% случаев (в 23 ходатайствах из 27 заявленных).
Сторона защиты была очень ограничена как в представлении доказательств, так и в исследовании доказательств обвинения. Наиболее иллюстративным эпизодом этой части нарушений стали допросы о засекреченных свидетелях.
“Крымский процесс”
Стандарты презумпции невиновности обвиняемых также были существенно нарушены, преимущественно в результате кампании в прессе, контролируемой российскими властями, указывают крымские правозащитники.
Напомним, что 3 и 4 сентября 2021 года сотрудники незаконного управления ФСБ в Крыму провели пять обысков на полуострове, после которых задержали и вывезли в неизвестном направлении пятерых крымских татар: Эльдара Одаманова, Азиза Ахтемова, Наримана Джеляла, Шевкет. и Асана Ахтемова. Родственники и адвокаты задержанных подали заявления в различные де-факто правоохранительные органы, однако ни один из них тогда не сообщил о месте нахождения пропавших.
Напомним, что 3 и 4 сентября 2021 года сотрудники незаконного управления ФСБ в Крыму провели пять обысков на полуострове, после которых задержали и увезли в неизвестном направлении пятерых крымских татар: Эльдара Одаманова, Азиза Ахтемова, Наримана Джеляла, Шевкета Усеинова и Асана Ахтемова. Родственники и адвокаты задержанных подали заявления в различные де-факто правоохранительные органы, однако ни один из них тогда не сообщил о месте нахождения пропавших.
Вечером 4 сентября 2021 стало известно, что все задержанные находились в здании “ФСБ”. Впоследствии появилась информация, что к Асану и Азизу Ахтемовым применяли пытки.
Российские силовики обвинили Асана и Азиза Ахтемовых и Наримана Джеляла в нарушении ст. 281 (“диверсия”), ст. 222.1 (“незаконные приобретения, передачи, сбыт, хранение, перевозка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств”) и ст. 226.1 (“контрабанда взрывных устройств”) УК РФ. Все обвинения имеют формулировку “преступление, совершенное организованной группой лиц”.
По версии ФСБ, 23 августа 2021 года обвиняемые умышленно установили на газопровод в селе Перевальное Симферопольского района взрывное устройство, повредив его. Это якобы привело к тому, что газоснабжение в селе было прервано, что сказалось на работе социальных учреждений и нанесло ущерб в размере 105 тысяч рублей.
7 сентября 2021 года ФСБ обнародовала заявление, в котором обвинила задержанных в диверсии по заказу Главного управления разведки (ГУР) Министерства обороны Украины и Меджлиса. Российские СМИ также распространили видео ФСБ с якобы “признаниями” арестованных в Симферополе 6 сентября крымчан Азиза и Асана Ахтемовых. ГУР Минобороны Украины отвергло обвинение ФСБ относительно причастности ведомства к повреждению газопровода в Перевальном.
Представительство президента Украины в Автономной Республике Крым убеждено, что это уголовное дело Россия инициировала из-за участия Наримана Джеляла в саммите Крымской платформы.
В сентябре прошлого года Джеляла приговорили к 17 годам лишения свободы в колонии строгого режима со штрафом в 700 тысяч рублей и ограничением свободы сроком на полтора года.
Асана Ахтемова приговорили к 15 годам колонии строгого режима со штрафом в 500 тысяч рублей и ограничением свободы в один год.
Азиза Ахтемова приговорили к 13 годам колонии строгого режима со штрафом в 500 тысяч рублей и ограничением свободы в один год.
Накануне ZMINA сообщала, что Совет адвокатов Украины отказался рассматривать обращение председателя правления ZMINAі Татьяны Печончик о нарушении ряда крымских адвокатов Правил адвокатской этики и не стал давать оценки их действиям. САУ отложил рассмотрение обращения правозащитницы до завершения военного положения.
Как известно, некоторые крымские адвокаты, сотрудничая со следствием ФСБ, не защищают своих подзащитных, не обращают внимания на пытки и ухудшают их положение. В то же время, НААУ оставляет их действующими адвокатами Украины.
Такая ситуация происходит на фоне преследований в различных формах со стороны оккупационных властей ряда украинских адвокатов в Крыму, в частности, Лили Гемеджи, Эмине Авамилевой, Айдера Азаматова, Эмиля Курбединова. НААУ не обнародовала никаких позиций по преследованию украинских адвокатов в Крыму, несмотря на то, что это ее обязанность по международным стандартам и законодательству Украины.
Татьяна Печончик назвала решение НААУ №96 об отложении ее обращения до завершения войны двойными стандартами, поскольку орган адвокатского самоуправления аннулировал адвокатское свидетельство Валентину Рыбину во время войны.
В прошлом году эсбеушники задержали пророссийского политика, лидера партии “ОПЗЖ” Виктора Медведчука. Его подозревали в государственной измене и разграблении национальных ценностей.
Ранее Движение “ЧЕСТНО” обнародовало материал, в котором описало значительное влияние на НААУ со стороны кума Владимира Путина Виктора Медведчука. Поскольку этот орган адвокатского самоуправления возглавляет Лидия Изовитова, которую называют соратницей и подругой Медведчука.