После приговора 60-летний крымский политзаключенный Джемиль Гафаров находится в критическом состоянии – адвокат
Состояние 60-летнего крымского политзаключенного Джемиля Гафарова, которого суд в российском Ростове-на-Дону приговорил к 13 годам колонии, резко ухудшилось.
Об этом заявил адвокат Эмиль Курбединов, информирует общественное объединение “Крымская солидарность”.
По данным правозащитника, Гафаров почти не встает на ноги, жалуется на боль в груди и нуждается в экстренной госпитализации с обследованием. В следственном изоляторе Ростова-на-Дону оказать качественную медицинскую помощь ему не в состоянии.
“11 января, в день, когда утверждали им (фигурантам уголовного дела “второй симферопольской группы “Хизб ут-Тахрир”. – Ред.) сроки, он с трудом сошел в зал заседания. Уже в тот момент жаловался на сердечную боль, но перетерпел. Они поднимались на третий этаж, и когда он вышел наверх, то пожаловался, что ему плохо и очень жжет. Потом попросил вызвать скорую, но ее не вызывали”, – рассказал Курбединов.
По словам жены пленника Кремля Разие Гафаровой, в 2017 году, до возбуждения уголовного дела, он перенес обширный инфаркт. В этом году ему диагностировали хроническую почечную недостаточность с ухудшением фильтрации почек. Гафаров нуждается в регулярном диализе почек, что в условиях СИЗО делать невозможно.
Украинские правозащитники приравнивают заключение политзаключенных с инвалидностью к пыткам.
Напомним, исламскую политическую партию “Хизб ут-Тахрир” Верховный суд РФ признал террористической 14 февраля 2003 года на закрытом судебном заседании. Эта религиозная организация легально действует в Украине, в частности, во временно оккупированной Автономной Республике Крым. Россия вопреки международному гуманитарному праву использует в Крыму свое уголовное законодательство.
Правозащитники считают, что решение Верховного суда РФ принято необоснованно с нарушением гласности и равенства сторон, поскольку в закрытом процессе участвовала только сторона обвинения, а именно ФСБ. Представители организации не имели возможности донести свою позицию до дела. В то же время, на территории большинства стран мира организация действует без ограничений на уровне национальных законодательств. В Украине деятельность партии не запрещена, активисты организации занимались выпуском газеты, могли открыто говорить в СМИ и проводить массовые публичные мероприятия.
27 марта 2019 года российские силовики обыскали в Крыму дома крымскотатарских активистов, в том числе активистов общественного объединения “Крымская солидарность”. В общей сложности задержаны 24 активиста по обвинению в участии в запрещенной в России и оккупированном Крыму организации “Хизб ут-Тахрир”. Эдем Яячиков скрылся, его местонахождение неизвестно с 27 марта. Позже был задержан еще один подозреваемый Раим Айвазов.
Крымские татары обвиняются по ч. 1 ст. 205.5 УК РФ (“организация деятельности террористической организации”) и по ч. 2 ст. 205.5 УК РФ (“участие в деятельности террористической организации”). Всем фигурантам дела также предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 30 и ст. 278 УК РФ (“приготовление к насильственному захвату власти”) за те же действия, что инкриминировано им по ст. 205.5 УК РФ.
Южный окружной военный суд 11 января вынес приговор по этому уголовному делу: Алиму Каримову, Сейрану Муртаге, Эрфану Османову, Джемилю Гафарову и Сервету Газиеву определили наказание в форме лишения свободы сроком на 13 лет.
ZMINA обнародовала последнее слово Джемиля Гафарова, которое судья Валерий Опанасенко не разрешил произнести в суде.
Согласно материалам дела, обвиняемые не имели оружия, взрывчатки, боеприпасов, не планировали совершать террористические акты и не призывали других к террористическим действиям. Но для обвинения по этим статьям достаточно лишь участия в деятельности организации, входящей в список признанных террористическими на территории РФ.
У стороны защиты за время судебного процесса набралось множество претензий к качеству предварительного следствия, фактам вербовки новых сторонников вследствие ведения “даваата”, регулярного посещения “халакатов”, обязательных для участников признанной террористической и запрещенной в России “Хизб ут-Тахрир”, следователи ФСБ не зафиксировали.
Как известно, Россия продолжила преследование граждан Украины во временно оккупированном Крыму с начала войны.
По оценке правозащитной организации “Крым SOS”, по меньшей мере 35% приговоров нынешним жертвам политически мотивированных уголовных преследований в Крыму было вынесено после начала полномасштабного вторжения. В основном это люди, обвиняемые в якобы причастности к исламской политической организации “Хизб ут-Тахрир” или добровольческому крымскотатарскому батальону имени Номана Челебиджихана.
Как известно, правозащитное сообщество в Украине уверено, что деоккупация Крыма прекратит систематические грубые нарушения прав человека на полуострове со стороны Российской Федерации. Для этого они призывают страны поддержать Украину снабжением оружием и военным оборудованием в достаточном количестве.