Украина должна четко озвучить будущее Крыма
Крымчане-переселенцы уже объединили усилия, теперь для возвращения Крыма следует действовать системно и профессионально. В этом убежден Сергей Ковальский, сокоординатор Общественного союза “Координационный совет организаций вынужденных переселенцев из Крыма”.
Блиц-интервью с Сергеем Ковальским произошло во время Второго Всеукраинского съезда вынужденных переселенцев из Крыма, на котором делегаты приняли Программу действий на следующий год. Основной целью Программы является содействие реализации Стратегии освобождения временно оккупированных территорий АР Крым и города Севастополя, реинтеграция их в состав Украины, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, в частности, внутренне перемещенных лиц, их социальная адаптация и защита.
– Сергей, какие приоритетные направления вашей Программы?
Когда мы проводили наш Первый съезд вынужденных переселенцев (23 мая 2014 года – ред.), конечно, мы не знали, что оккупация Крыма продлится настолько долго. Координационный совет изначально был создан как платформа, которая объединяла общественные организации Крыма. И каждый из участников Координационного совета работал в своей сфере: кто-то занимался экономическими вопросами, кто-то – образовательными, кто-то – информационными.
Сейчас, готовясь ко Второму съезду, мы поняли, что обязаны разработать совместный план действий по борьбе – возвращение Крыма и поддержка переселенцев, – определить для каждого сферу своей ответственности и работать.
Этот год показал, что мы провели очень много пикетов, акций под Кабинетом министров, и чтобы добиться Закона “Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц”, и чтобы наконец образовалась Государственная служба по вопросам Крыма… Но, конечно, мы понимаем, что до возвращения Крыма еще очень далеко. И реально общественности следует постоянно давить на власть для принятия важных решений.
Главное, что мы хотим сделать, – это ответственно, системно, профессионально подходить к лоббированию вопросов Крыма в украинском правительстве. На самом деле никто не думал, что уже 15 месяцев будет продолжаться оккупация, а до сих пор просветления по поводу возвращения Крыма нет. Еще год назад у нас были более оптимистичные настроения.
– Как вы планируете сотрудничать с правительством?
В первую очередь, создать или при президенте, или при правительстве Общественный совет по вопросам Крыма. Это очень важно. Что касается парламента – у нас уже есть сотрудничество с межфракционным объединением “Крым”. Большинство законопроектов, которые мы предлагали, депутаты поддержали, и уже на последних парламентских слушаниях обещали лоббировать наши интересы.
К сожалению, с правительством у нас нет такого искреннего контакта. Кроме разговоров, мол, да-да, все сделаем. Но не существует никакого механизма сотрудничества правительства и общественности в вопросах Крыма. Разве что Госслужба по вопросам Крыма, на которую есть надежда. Но реально одна служба не решит всех тех проблем. Это должно осуществляться на уровне министерства. Ведь вопрос Крыма – это международный вопрос, вопрос безопасности, должно быть понимание, какой будет власть, когда вернется Крым, как способствовать развитию образования, осуществлять интеграцию людей… Это комплекс проблем, который должен решаться на более высоком уровне. Ведь глава Государственной службы не является даже членом Кабинета министров. Так как он должен влиять, скажем, на министра образования, чтобы в правительстве был поднят вопрос выдачи украинских аттестатов украинским выпускникам?
– Сегодня прозвучало достаточно много критики в адрес правительства Яценюка…
Я бы хотел обратить внимание на то, что видение будущего Крыма у нас должно быть уже сегодня. И рассматривать возвращения Крыма нельзя без крымских татар, или россиян, или украинцев. Но реинтеграция Крыма не касается только национального вопроса. Это также решение экономических, административных, политических вопросов и так далее.
Публично Украина должна говорить, каким завтра Крым будет успешным, какой хороший в нем будет урожай, сколько приедет туристов, как будет работать экономика, как будут загружены предприятия, как будет работать железнодорожный транспорт… Вот о чем Украина должна говорить… Так же, как и напоминать, что она сделала в 50-х годах ХХ в. в Крыму. Ведь когда Украина приняла Крым, там же ничего не было – ни воды, ни инфраструктуры, это все делала Украина. Кстати, благодаря именно Украине крымские татары смогли вернуться на родину – об этом тоже очень важно говорить.
Сегодня на съезде прозвучало, как Яценюк сказал, что “это правительство Крымом заниматься не будет“. Знаете, очень похоже на правду. По крайней мере отображение именно этого мы наблюдаем в деятельности правительства – а точнее, в бездействии. Могли бы вы представить, что премьер-министр Украины, давая интервью одному из СМИ, скажет, что “я не знаю, когда мы вернем Крым… Возможно, наши внуки, я не знаю, но не скоро“. Вы представляете, какой мы в Крыму получаем месседж от премьер-министра – одного из первых лиц государства? После таких слов наступает лишь разочарование, потеря надежды, у крымчан просто опускаются руки…
– А было бы правдивее, если бы Яценюк сказал, что через три года Крым будет наш?
Было бы правдивее, если бы он сказал, что это трудно, но мы сделали для этого вот это, это и это. И еще сделаем – первое, второе, третье. Мы все будем работать, пожалуйста, помогите, чем сможете. Но когда не о чем говорить…
Даже создание Государственной службы по Крыму стало возможным под давлением общественности. Хотя еще 15 июля прошлого года мы провели круглый стол в Верховной Раде, привлекли СМИ, сделали все от нас возможное, чтобы поставить вопрос возвращения Крыма.
Конечно, через два дня появилось соответствующее Постановление Кабмина о создании Госслужбы. А почему же не министерства? Не их уровень? Возможно, они не понимают, как возвращать Крым?
В то же время достаточно быстро, 12 августа 2014 года, Верховная Рада приняла абсолютно лоббистский Закон “О создании свободной экономической зоны “Крым” и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории”. Свои экономические интересы быстро защитили.
А закон о переселенцах, который защищал права крымчан, приняли только 20 октября – накануне парламентских выборов, то есть тогда, когда это было выгодно… Так же как и назначение главы Госслужбы произошло накануне 18 мая – Дня памяти жертв депортации крымскотатарского народа из Крыма. Не хотел бы никого обвинять, но реальных действий по защите прав граждан из Крыма нет. Как и не ощущается со стороны правительства искренности по возвращению Крыма…
Ремарка от редакции
Во время съезда часто от делегатов звучало, что “возвращение Крыма зависит от нас, крымчан“. На что Юлия Тищенко, экспертка Украинского независимого центра политических исследований, заметила: “Возвращение Крыма – это не только ваш, а всеукраинский вопрос, и касается каждого и каждой. Я много езжу по Украине, и поверьте, что на Донбассе мне уверенно говорят, что Крым – это Украина. И им не все равно”.