От Луценко требуют отменить приказ, который позволит Януковичу избежать ответственности
Под администрацией президента 28 октября правозащитники, адвокаты Небесной сотни и пострадавшие во время Евромайдана требовали отменить приказ генпрокурора №79 от 24 октября 2016 года. Через ряд недостатков в документе виноватые в преступлениях могут с легкостью избежать ответственности, говорят правозащитники.
По словам главы Центра гражданских свобод Александры Матвийчук, идея объединить огромное количество производств в одно дело Януковича звучит очень красиво, но стоит помнить, что разные дела имеют разный срок расследования.
“В части дел уже завершаются сроки расследования, в части только начались. Объединение в единый ком означает, что через три-четыре месяца, независимо от того, собранные доказательства или нет, они должны быть переданы в суд. А суд, напомню, – это соревновательный процесс. Дела с ненадлежащими доказательствами могут разваливаться в суде, поскольку бывшие высокопоставленные украли столько, что могут позволить себе лучших адвокатов”, – цитирует Александру Матвийчук корреспондент Центра информации о правах человека.
Правозащитница указывает, что приказ Юрия Луценко изъять часть дел из объединенного центра расследования преступлений во время Евромайдана разрушает логику расследования.
“Я вспоминаю, как волонтеры Евромайдан SOS круглосуточно на горячих линиях оказывали правовую помощь пострадавшим. Для нас тогда было очевидно, что это системная, организованная, спланированная атака, а соответственно она должна расследоваться системно, организованно и спланировано… Следствие расследует факты событий, которые имели место во время всего периода протестов, воспроизводит эти события и выстраивает елку от тех, кто отдавал приказы до исполнителей преступлений. Если мы перестаем действовать по такой логике и сосредотачиваемся на чиновниках, которые и так бежали из страны, то это означает, что мы пропускаем среднее звено исполнителей преступлений”, – объясняет Александра Матвийчук, добавляя, что таких исполнителей выводят из фокуса расследования из-за того, что они уже инкорпорированы в нынешнюю систему власти.
Правозащитница убеждена, что критерий скорости расследования преступлений достигается не заявлениями или установлением дедлайна.
“Этот критерий достигается увеличением количества следователей, а не уменьшением, как сейчас предлагает приказ, отсутствием вмешательства в процесс расследования, когда начальнику департамента навязывают заместителей, на которых он не может повлиять и которых он не выбирает, а также привлечением международных экспертов к процессу расследования, чего не происходит”, – возмущается она.
Адвокат Небесной сотни Виталий Тытыч называет абсурдной идею объединения производств в дело Януковича. Он резко критикует систему заочного осуждения в Украине и указывает, что закон о заочном осуждении нарушает базовые принципы Конституции Украины и Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
“Очевидно, что следствием применения этой процедуры будет отмена этих решений Европейским судом по правам человека и непризнание этих решений любыми другими компетентными органами и любой юрисдикцией в мире. У нас можно выносить сколько угодно эти решения по такой процедуре, но их можно будет положить в одно место”, – констатирует Виталий Тытыч и призывает принять качественный закон. – “Есть желание привлечь по заочной процедурой? Тогда напишите хороший закон, пригласите специалистов. Не пишите его на коленке”.
“Мы просим президента инициировать изменения в законодательство для приведения механизма заочного осуждения в соответствие с международными стандартами и реальных возможностей следствия”, – добавила Виктория Дейнека, адвокат Небесной сотни.
Она также призвала, чтобы генпрокурор сообщил пострадавшим и общественности информацию относительно соглашений о признании виновности между подозреваемыми и следствием.
“Об этом неоднократно сообщали СМИ, но нам не известно о его содержании”, – говорит адвокат.
Также пострадавшие от преступлений во время Евромайдана хотят, чтобы следствие признало их потерпевшими по производствах чиновников.
Обращение к президенту, который, как напоминают демонстранты, несет политическую ответственность за назначение Юрия Луценко, принял заведующий отделом приемной Администрации Петра Порошенка.
Во время акции протеста Александра Матвийчук призналась, что ее поразила мать погибшего активиста Евромайдана Романа Гурика, которая сказала, что она не хотела пускать своего сына на Майдан. Но поскольку сама принимала участие в Оранжевой революции, то не было сил ему отказать.
“Для меня лично это было знаком: если сейчас мы не доведем дело до конца, то никто не будет застрахован от того, что через 10 лет уже наши дети будут вынуждены выходить снова на эту залитую кровью и слезами площадь”, – резюмирует правозащитница.