Незаконное “министерство здравоохранения” в оккупированном Крыму заявило, что политзаключенный Амет Сулейманов не находится в очереди на операцию по замене сердечного клапана
Незаконное “министерство здравоохранения” во временно оккупированной Автономной Республике Крым сообщило жене тяжелобольного гражданского журналиста Амета Сулейманова, что он не находится в очереди на операцию по замене сердечного клапана, а стоит в листе ожидания.
Об этом Лиля Люманова сообщила общественному объединению “Крымская солидарность”.
В начале сентября она направила запрос в незаконное министерство, где в очереди на операцию находится ее муж и когда она планируется. По ее словам, еще в конце 2021-начале 2022 года они стали в очередь, надеясь, что пока ее муж находится под домашним арестом, его смогут прооперировать.
После отправки запроса женщина получила звонок от сотрудника “министерства”, который заявил, что в министерство ее письмо поступило.
“И между словами он сказал, что Амет в листе ожидания”, – добавила жена политзаключенного.
21 октября Люмановой пришел ответ, чтобы Амет Сулейманов “лично явился с соответствующими документами для обследования и дальнейшего решения о его операции”.
“То есть по тексту стало понятно, что его сняли с очереди”, – отметила женщина.
Она написала жалобу в оккупационную “прокуратуру” на полуострове с требованием разобраться, по каким причинам ее муж находится в листе ожидания и почему ответ “министерства” поступил спустя более 30 дней.
“Я была в таком шоке и была обескуражена. Когда мы только стали на очередь, мне дали код из нескольких чисел и заверили, что мы можем проверять его место в онлайн-режиме. Но из-за проблем в системе этого сделать не удавалось. Было написано лишь то, что он стоит в очереди по хирургии. Более того, в сентябре-октябре 2022 года мне позвонили из того же Минздрава и сказали, что подходит его очередь к операции и нужно быть готовой – через месяц-два. А до конца года точно, к нему обратятся”, – рассказала жена.
По ее словам, ее муж получил разрешение [от Южного окружного военного суда] и выехал обследоваться.
“Мы проверили желудок, зубы полностью. Его можно было спокойно взять и госпитализировать. До конца года звонок не поступил. Я прозвонила в Минздрав в феврале-марте, говорю, будет ли операция. Нам ответили: “Да, такой есть в списке, но вы отказались от операции”. Мы подумали, что это недоразумение, может, какое-то. Может кто-то вместо нас ответил. И были спокойны, что еще подождем [и решим этот вопрос]. Но уже в апреле его забрали”, – рассказала Лиля Люманова.
В прошлом августе она съездила к мужу во “Владимирский централ”, чтобы согласовать с медиками замену клапана на сердце. Они заявили, что отправили запрос на операцию в Москву, но о сроках его рассмотрения ничего не сообщили.
“Чисто логично если подумать: если тюрьма даст запрос в Крым [Минздрав в Крыму], а Крым ответит, что он [Амет] в очереди не стоит, отменят ли операцию? Я не знаю”, – прокомментировала Люманова.
Как известно, в мае 2024 года у Амета Сулейманова случился гипертонический криз. Из-за высокого давления у него постоянные кровотечения из носа, часто кружится голова, есть одышка. Хронические проблемы с сердцем повлияли и на сосуды – крымский татарин месяц добивался, чтобы ему дали лекарства, присланные женой.
Сейчас он получает препараты от боли в сердце и от давления, но не получает препаратов для поддержания печени, лекарств, разжижающих кровь, из-за малоподвижного образа жизни имеет склонность к образованию тромбов. Врачи также выдавали ему разжижающие, но через короткое время отменили их. Почему препараты ему больше не выдают – врачи не сообщают.
В июле 2024 года Владимирский областной суд отказал в освобождении крымского татарина из-под заключения, несмотря на наличие у него двух заболеваний, несовместимых с содержанием в исправительных учреждениях.
Напомним, исламскую политическую партию “Хизб ут-Тахрир” Верховный суд РФ признал террористической 14 февраля 2003 года на закрытом судебном заседании. Эта религиозная организация легально действует в Украине, в частности во временно оккупированной Автономной Республике Крым. Россия вопреки международному гуманитарному праву использует в Крыму свое уголовное законодательство.
Правозащитники считают, что решение Верховного суда РФ принято необоснованно, с нарушением гласности и равенства сторон, поскольку в закрытом процессе участвовала только сторона обвинения, а именно ФСБ. Представители организации не имели возможности донести свою позицию к делу. В то же время на территории большинства стран мира организация действует без ограничений на уровне национальных законодательств. В Украине деятельность партии не запрещена, активисты организации занимались выпуском газеты, могли открыто говорить в СМИ и проводить массовые публичные мероприятия.
В феврале 2014 года Россия развернула противоправную военную операцию по захвату Крымского полуострова.
22 октября 2019 года сотрудники незаконной “полиции” в Крыму задержали крымского татарина на незаконно построенном Керченском мосту, когда он возвращался в Крым с судебного процесса в Южном окружном военном суде по политически мотивированному делу над жителем Крыма. Через несколько часов тогда мужчину отпустили.
Кроме сердечных заболеваний, у Амета Сулейманова есть инвалидность, однако в 2015 году она была снята из-за его отказа от операции в Москве – Сулейманов получал систематическое лечение в больнице Киева и планировал проводить операцию под наблюдением своего постоянного врача.
После обыска и последующего задержания 11 марта 2020 года суд в Симферополе постановил назначить Сулейманову меру пресечения в виде домашнего ареста – это один из немногих случаев в практике уголовных дел Хизбут-Тахрир в России и на временно оккупированной Россией украинской территории.
В течение всего времени судебного разбирательства Сулейманов находился под домашним арестом. Сначала его вывозили в Южный окружной военный суд в Ростове-на-Дону на слушания, но позже разрешили выступать через видеосвязь из Крымского гарнизонного военного суда. Даже в таких условиях подсудимый тяжело переносил судебные заседания. Иногда их приходилось прерывать, чтобы он мог посетить врача.
В марте 2024 года Фрунзенский райсуд города Владимир отказал в освобождении Сулейманова из тюрьмы, несмотря на то, что в его медицинских документах есть сведения о болезнях, с которыми человек не должен быть заключен. Политзаключенный вместе с юристами подал апелляционную жалобу на решение суда.
Российский правозащитный центр “Мемориал” признал политзаключенным Амета Сулейманова.
Больше о деле Амета Сулейманова читайте в материале ZMINA:
Накануне ZMINA сообщала, что в российской колонии медик Лидия Морозова лишила доступа к необходимым лекарствам крымскую журналистку и правозащитницу Ирину Данилович.
Ранее ZMINA сообщала о том, что российские оккупанты делают вид, будто лечат Ирину Данилович, хотя на самом деле только оформляют бумаги, чтобы отчитываться перед правозащитниками и медиа.
Ранее Крымская правозащитная группа призвала крымчан присылать документы и другие доказательства, подтверждающие совершение преступлений в оккупированном Крыму.
Накануне ZMINA сообщала, что для украинцев, проживающих на временно оккупированных территориях, заработал электронный сервис “Ты в Украине”: на нем разместили инструкции по безопасности и сопротивлению и предоставили доступ к качественному VPN и безопасному браузеру.