“Лучше остановиться, пока нас не закенселили”: как в украинских шоу работает культура отмены и что меняется

Дата: 22 October 2024 Автор: Яна Радченко
A+ A- Подписаться

Культура отмены, происходящая от английского словосочетания “cancel culture”, в последние годы значительно повлияла на медиаиндустрию, в частности на телевизионные и ютуб-шоу. Этот феномен, который только набирает обороты в Украине, заключается в публичном осуждении и бойкоте лиц или программ за высказывания или действия, которые считаются оскорбительными или неприемлемыми.

В результате такой “отмены” многие шоу начали практиковать самоцензуру, чтобы избежать потенциальных конфликтов с аудиторией. Например, некоторые комедийные программы пересматривают свои сценарии, изымая из них шутки на чувствительные темы, чтобы не стать объектом критики.

ZMINA также обратила внимание на этот феномен, проанализировав, как известные ютуб-шоу и телевизионные программы начали сдерживаться в шутках, а некоторые – даже перестали снимать новые выпуски после собственных факапов. Это свидетельствует о том, что культура отмены имеет реальное влияние на контент, который мы потребляем, заставляя создателей быть более осторожными в своих высказываниях и темах, которые они поднимают.

Те, кто не выдержал критики

В прошлом году в социальных сетях прокатилась волна возмущения из-за ряда сексистских высказываний известных украинских блогеров и актеров, которые поставили под сомнение их дальнейший профессиональный путь.

Одним из примеров этого стало шоу “Мекнув – спрашивайте”, ведущий которого, Владимир Остапчук, вместе с певцом Алексеем Задорожным (Позитив) и блогером Богданом Шелудяком в эфире обсуждали тему внешности женщин. Среди прочего мужчины высказали свои взгляды на то, приемлемы ли целлюлит или небритые части тела, отмечая, что женщина не может быть “10 из 10”, если не удаляет волосы. Такой подход вызвал шквал критики, а в соцсетях даже стартовал флешмоб “10 из 10”, в котором украинские звезды, среди которых Алена Алена, Jerry Heil, Юлия Санина, Маша Ефросинина и другие делились собственными “неидеальными” фотографиями, подчеркивая важность принятия себя.

Позитив попытался оправдаться, назвав свои высказывания “личным мнением”, однако общественность не оценила этого объяснения.

Пытался отстоять свое право на выражение собственных предпочтений и Владимир Остапчук. Он то публиковал, то удалял в инстаграме видео и селфи с обнаженным торсом, где демонстрировал выбритые подмышки и объяснял, что “мужчина имеет право говорить, что ему нравятся голые девушки”. Но, поскольку его волосы на груди при этом не были выбриты, то это еще ухудшило ситуацию, ведь пользователи спрашивали: почему он требует полной эпиляции от женщин, а сам этого не делает?

Еще один случай касался ютуб-шоу “Трендсеттер”, где ведущий Александр Волошин и его собеседник Дмитрий Евтушенко высказались против абортов, называя это убийством и перекладывая всю ответственность за последствия незащищенного секса на женщин. После волны критики в комментариях Евтушенко так же называл свои заявления “личным мнением”, однако это не спасло ситуацию. По этой же причине или нет, но шоу прекратило существование, а опубликованные ранее видео исчезли с ютуб-канала.

Дмитрий Евтушенко в выпуске “Трендсеттер”

Поэтому на этих примерах видим, как работает культура отмены, заставляя популярные шоу и их ведущих не только пересматривать свои взгляды, но и делать выбор: либо адаптироваться к новым требованиям аудитории, либо остаться в тени скандалов и забвения. Очевидно, что общество становится все менее толерантным к пренебрежительным заявлениям, а негативная реакция может мгновенно повлиять на карьеру, заставив не только извиняться, но и ставить на паузу или даже прекращать проекты.

Шутки на грани: смешно, пока не придется извиняться

Если в серьезных шоу (то есть таких, которые не позиционируют себя как юмористические) всевозможные сексистские и дискриминационные “проколы” распознать довольно легко, то в случае с юмором ситуация несколько сложнее. Может ли формат развлечений и сатиры служить своеобразной “индульгенцией”, которая позволяет комикам не беспокоиться о последствиях? Ведь юмор, по своему определению, не требует серьезного восприятия. Однако, как свидетельствуют многочисленные примеры со стендап-сцены и комедийных шоу, аудитория может быть безжалостной к тем, кто переступает черту.

Популярная стендаперка и дважды победительница “Рассмеши комика” Лера Мандзюк этим летом оказалась в центре скандала. В одном из выступлений, опубликованном в социальных сетях, она пошутила о современном поколении школьников, назвав некоторых детей “тупенькими”. Ее шутка касалась тех учеников, которым в учебе помогает ассистент учителя. Реакция не заставила себя ждать – в комментариях к видео пользователи быстро объяснили юмористке, что ассистенты помогают детям с нейроотличиями и инвалидностью. Мандзюк раскритиковали за нечувствительность и отсутствие понимания темы, что вызвало волну возмущения.

Лера Мандзюк

После волны критики стендаперка опубликовала отдельный пост, в котором объяснила свою позицию и попыталась оправдать шутку, отметив, что “комедия всегда рождается из трагедии”. Она также заверила, что не имела целью оскорбить детей с инвалидностью, а ее целью было привлечь внимание к существованию проблемы, которую она до этого даже не осознавала. Однако, даже несмотря на эти объяснения, интернет уже все запомнил.

Однако Мандзюк в своих шутках такая не одна. Известный украинский стендап-комик Антон Стенюк, на своем сольном концерте “Чувственный” в марте этого года шутил о войне, называя ее “абсурдом”, поскольку ему непонятно, почему “одни православные убивают других православных, когда в мире много мусульман”.

Антон Стенюк. Фото: “Телеграф”

Реакция так же не заставила себя ждать – председатель Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров открыто осудил высказывания Стенюка, назвав его негодяем, который позволяет себе унижать соотечественников. Омбудсман Украины Дмитрий Лубинец тоже отреагировал на этот инцидент, обратившись в полицию с требованием расследовать ситуацию по статье о разжигании религиозной вражды.

Стенюк, осознав серьезность ситуации, был вынужден публично извиниться за свою неуместную шутку, признав ее оскорбительной и недопустимой. Однако это произошло только через полгода после озвучивания самой шутки.

Эти примеры показывают, что юмор, даже если он предназначен вызывать смех, не всегда остается за пределами ответственности. Формат комедийного шоу или стендапа не освобождает авторов от необходимости понимать, на какую аудиторию они ориентируются, и какую реакцию могут вызвать их слова.

Работа над ошибками сделана, но можно ли уже говорить “гоп”?

Не только ютуб-шоу и стендапы сталкиваются с культурой отмены. Подобные скандалы часто возникают и вокруг телевизионных юмористических программ, в частности таких как “95 квартал” и “Дизель-шоу”. Эти проекты регулярно подвергаются оправданной критике из-за своих шуток, основанных на стереотипах и дискриминационных взглядах.

Например, в 2024 году “95 квартал” запомнился своими неоднозначными шутками о ровенском военкоме и переселенке из Скадовска, которая ранее говорила “на русском языке”. Между тем “Дизель-шоу” неоднократно обвиняли в ксенофобии, в частности из-за новогодних шуток о крымских татарах, которых они называли “кочевым народом без паспорта”, или о румынском Деде Морозе, у которого “цыгане” и украли коня.

Новогодний выпуск “95 квартала” о переселенке из Скадовска

Такие выпуски становятся предметом обсуждения не только среди зрителей, но и в медиасообществе. На программы подают жалобы в Комиссию по журналистской этике и даже в правоохранительные органы. Впрочем, за последние месяцы таких обращений стало заметно меньше, что отмечает издание “Антонина”, которое специализируется на критическом анализе подобных программ. В своем материале издание отмечает, что последние выпуски юмористических шоу несколько изменили свои подходы к контенту. Нельзя сказать, что дискриминационные шутки исчезли полностью, ведь они остаются частью базовой концепции шоу, однако уровень таких элементов значительно снизился.

Например, в последних выпусках “Дизель-шоу” уже не было откровенно мизогинних историй, на которые раньше опирались многие эпизоды. Впрочем, спорные моменты все же остались. Один из сюжетов касался школьного родительского чата, куда классная руководительница случайно сбросила фото в белье, что вызвало необычную активность пап в чате. Другой номер о теще, которая приехала после встречи с однокурсниками, тоже был на грани старых клише, но содержал и остроумные фразы, например, когда она говорит: “Сколько еще я могу откладывать свою жизнь”, после чего ее студенческая любовь предлагает жениться, а она снова переносит это на потом.

 Скетч из нового выпуска «Дизель-шоу» о том, как родители собираются вести детей в школу

В итоге автор материала Екатерина Городничая отмечает, что “Дизель-шоу” до сих пор не стоит внимания тех, кого раздражают прямолинейные и устаревшие шутки, однако предлагает не критиковать программу “по привычке”, а реагировать только на действительно серьезные “зашквары”.

Превентивные практики: является ли предупреждение о некорректной шутке предохранителем на все случаи?

Несмотря на эти инциденты, все же становится заметно, что среди комиков и блогеров распространяется практика, когда они позволяют себе достаточно острые шутки, но одновременно выстраивают “предохранители” в виде публичных извинений или предупреждений. К примеру, когда после одной некорректной шутки комики говорят, что “лучше остановиться, пока нас не закенселили в комментариях”, и не продолжают тему. Это можно воспринимать как некую форму защиты от критики, которая в последнее время становится все более громкой и влиятельной. Ярким примером такого подхода является украинский ютуб-проект “Львы на джипе”.

Постоянными участниками этого шоу являются Андрей Лузан, Николай Зырянов, Валентин Михиенко, Роман Щербань, Костя Трембовецкий и Даша Кубик. Они периодически приглашают к себе разных гостей – известных блогеров, ведущих, комиков, певцов и тому подобное. Почти в каждом выпуске можно услышать провокационные шутки, где прослеживается сексизм, некорректная лексика, стереотипы в отношении азиатов, евреев, ромов и тому подобное. Эти шутки часто пересекают границу допустимого, однако участники шоу сразу же извиняются или отмечают, что все, что было сказано – это лишь шутка, которую не стоит воспринимать всерьез.

Шоу “Клуб Дилетантов” от команды “Львов на джипе”

Такой подход позволяет им как бы “отводить” удар еще до того, как он наступит, создавая впечатление, что они сами понимают риск и готовы заранее извиниться.

Однако действительно ли это работает? И можно ли такие извинения считать искренними? Если анализировать реакцию аудитории, то ответ на первый взгляд положительный. Канал “Львы на джипе” и их многочисленные шоу, такие как “ДЗК на выживание”, “Клуб Дилетантов”, “Срач” и другие, пока не оказывались в центре серьезных скандалов из-за своих шуток, несмотря на их некорректность или возможную опасность. Более того, аудитория часто поддерживает такие шутки и не видит в них серьезной угрозы. Это может быть связано с тем, что сама подача шоу является скорее стебной: участники используют очевидные стереотипы, но подают их в таком ключе, что становится понятно – они не воспринимают эти высказывания как собственную серьезную позицию.

Дисклеймер, который появляется перед каждым выпуском “Срача”

Однако такая стратегия может быть шаткой. Социальные сети оставляют мало места для ошибок, особенно когда речь идет о темах, связанных с дискриминацией или стереотипами. Вопрос в том, как долго такие “предупреждения” и публичные извинения могут защищать комиков и блогеров от критики. Возможно, аудитория в какой-то момент перестанет принимать такие оправдания, и на первый план выйдет вопрос ответственности за публичные высказывания, независимо от того, были ли они озвучены в шутливой форме.

Так возможно ли смеяться, не наступая на грабли оскорблений и дискриминации?

Юмор – это мощный инструмент, способный сломать барьеры в коммуникации и объединить людей. Однако вопрос, возможно ли шутить и при этом не позориться, стал актуальным в современном обществе. С одной стороны, шутки о стереотипах, национальностях и гендерных ролях были распространены на протяжении десятилетий, но с другой – времена меняются, и вместе с ними понимание того, что вообще является приемлемым.

Традиционные шутки о блондинках, женском теле или национальных стереотипах могут показаться более легкими для написания, ведь они часто основываются на уже устоявшихся представлениях и клише. Однако в реальности, создание юмора, который не наносит вреда, требует гораздо больше времени, креативности и глубокого понимания аудитории. Когда речь идет о серьезных темах, таких как гендерное равенство, национальность или сексуальная ориентация, важно найти баланс между весельем и чувствительностью, чтобы не причинить боль тем, кто и так уже сталкивается с предвзятым отношением и дискриминацией.

В Украине после долгих лет влияния советских и российских нарративов в юморе, которые базировались на шутливых образах представителей определенной национальности, людей с зависимостью от наркотиков, а также с психическими нарушениями, мы наблюдаем постепенную эволюцию. Юмор, строящийся на самоиронии и реалиях жизни, открывает новые горизонты для креатива. Аудитория становится все более требовательной к содержанию шуток, и это действительно может стать катализатором изменений в комедийной сфере.

Поделиться:
Если вы нашли ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter