“Новый взгляд” со старыми штампами: как в “Мистических историях” переозвучивают эпизоды 15-летней давности и воспроизводят гендерные стереотипы
Несмотря на то, что в XXI веке научные достижения доступны практически всем, люди продолжают верить в суеверия и сглаз как причину своих неудач. И несмотря на неоднократные предостережения медиаорганизаций о вреде распространения в СМИ ненаучных взглядов, основанные на мистике программы продолжают появляться. Поскольку спрос, то есть аудитория, есть, поэтому будет и предложение.
Программа «Мистические истории. Новый взгляд» – яркий пример того, как обычные жизненные ситуации, требующие рационального подхода, превращаются в страшные сказки о колдунах и ведьмах, которые зрители с недостаточным уровнем критического мышления могут принимать за чистую монету.
Среди историй, которые якобы основываются на реальных событиях, можно увидеть, что проблемы на работе или в личных отношениях, а также несчастные случаи, часто подаются сценаристами под соусом фатума или зловещих совпадений.
Это основанное на эмоциях и страхах навязывание сверхъестественных объяснений уже само по себе несет вред, влияя на формирование мировоззрения зрителей. Но это не единственная проблема новых «Мистических историй».
ZMINA просмотрела несколько серий программы, титрованной как документальная драма, и увидела там распространение гендерных стереотипов, мизогинии, предубеждений, а также использование устаревшей лексики, которая не соответствует современным реалиям.
Все новое – хорошо забытое старое?
«Мистические истории. Новый взгляд» – это украинская документальная драма телеканала “Світло”. Она является продолжением «Мистических историй», которые впервые появились на украинском телеканале СТБ еще в 2010 году. Тогда ведущим был Павел Костицын.
Сразу отметим, что над обновлением сценария создатели новых «Мистических историй» особо не заморачивались. Более того, во многих сериях одновременно с украинским рассказом можно услышать и эхо российской версии, которая когда-то транслировалась на российском канале ТВ-3. Там ведущими были россияне Виктор Вержбицкий и Евгений Князев, и именно их голоса периодически слышны на фоне украинского рассказа.
Ведущим первого сезона обновленной докудрамы является актер Сергей Кисель, обещают, что второй сезон будет вести актер Тарас Цимбалюк. Впрочем, новые серии пока не появились ни на ютубе, ни на сайте телеканала «Світло». Поэтому ZMINA исследовала несколько эпизодов из первого сезона. Серии для анализа выбирали рандомным методом – благодаря рекомендациям ютуба.
Но для начала стоит разобраться с самим замыслом программы. Как отмечают создатели этого проекта, истории показаны именно так, как их увидели и пережили конкретные люди.
«Иногда эти события кажутся слишком мистическими, иногда странными или даже комичными, но все это случалось в реальной жизни. «Мистические истории. Новый взгляд« – это не только рассказы о странных явлениях, но и возможность посмотреть на мир под другим углом, задуматься над тайнами и найти ответы на вопросы, которые не дают покоя», – говорится в анонсе программы.
В целом каждый эпизод имеет такой формат: ведущий программы рассказывает историю того или иного человека, в это время зрители видят видеоряд, на котором актеры реконструируют описываемые события. Примечательно, что все эти видео взяты из первоначальной версии «Мистических историй», которую показывали по телевидению еще более 10 лет назад. В момент, когда возникает та самая «мистика», ее природу начинают комментировать эксперты – психолог Марина Ильяхова, психотерапевт Геннадий Шевченко, мольфарка Елена Стеценко, белый маг Алексей Елагин, медиум Жанна Закк и священник отец Александр. Предполагается, что психолог и психотерапевт будут объяснять те события, о которых идет речь в эпизодах, с точки зрения науки, логики и психологии, все остальные – с точки зрения веры, магии и мистики. Впрочем, насколько корректны эти «объяснения» – сейчас рассмотрим.
Мизогинные советы и обесценивание чувств и переживаний
В серии, которая называется «Студенты», видим историю 19-летней студентки Валентины. Она встречалась с парнем по имени Антон, а также имела подругу Ирину. Все они учились в одном университете.
Однажды Ирина попросила Антона, который также ей нравился, позаниматься с ней, поскольку он был отличником и мог помочь с учебой. Со временем они тайком начали встречаться, а Валентина застала их в постели.
«Во-первых, не надо знакомить одиноких подруг со своим парнем. Во-вторых, я не рекомендую перед подругами восхвалять своего парня, боготворить его. Потому что, если подруга незамужняя, она будет пытаться отбить его, потому что чужое всегда лучше, чем свое», – комментирует ситуацию мольфарка Елена Стеценко.
В 2024 году, когда украинское общество делает большие шаги в направлении гендерного равенства и взаимного уважения, такие стереотипы являются не просто устаревшими, они имеют откровенно смешной вид. Предположение (которое подается как неоспоримый факт), что каждая одинокая женщина непременно захочет отбить чужого парня, потому что «чужое всегда лучше», отражает не реальность, а скорее архаичные представления о женщинах, которые уже давно не соответствуют современным ценностям и взглядам на человеческие отношения.
По сюжету, Валентина из-за пережитой измены решилась покончить жизнь самоубийством – повеситься на крыше.
Психолог Марина Ильяхова, комментируя это решение, отмечает, что в 19 лет молодежь очень редко заканчивает жизнь самоубийством с реальным желанием умереть.
«Чаще всего случается самоубийство по неосторожности, и, к счастью, оно завершается положительно, мирно. То есть они режут вены настолько неправильно, что даже трудно умереть от потери крови. И таблетки, например, глотают ровно за 10 минут до чьего-то прихода. И балкон выбирают – 2-й или 3-й этаж. Поэтому они и живы. К сожалению, бывают и другие. Но в нашем случае мы имеем дело с показательным суицидом. Девушка действительно хотела, чтобы ее вовремя нашли, остановили, ведь она не видела другого выхода», – говорит Марина.
ZMINA попыталась найти подтверждение того, что эксперт, которая комментирует этот вопрос с точки зрения психологии, имеет соответствующее образование, которое позволяло бы ей это делать. Впрочем, на сайте Университета менеджмента образования, где Марина Ильяхова является доцентом кафедры философии и образования взрослых, нет информации о том, получила ли она психологическое образование. А информацию о психотерапевте Геннадии Шевченко в интернете вообще не удалось найти.
В то же время утверждение о том, что попытки самоубийства, которые совершают молодые люди, обычно заканчиваются, как говорит Ильяхова, «положительно», может восприниматься как определенное обесценивание проблемы. Согласно мировой статистике, с 2010 года количество людей, попадающих в больницу из-за попытки суицида, выросло на 143% (анализ данных из 17 стран), самая большая категория среди них – это девушки-подростки. Чаще всего причиной для суицидов среди подростков и молодых людей в возрасте от 12 до 21 года становятся переживания сильного стресса, глубокой неуверенности в себе, разочарование в себе или других людях, потеря. Итак, обобщение психолога о том, что обычно эти действия являются «показательными» и имеют целью сугубо привлечение внимания, не имеет под собой научной основы.
Вернемся к сюжету. После попытки самоубийства Валентина приходит в себя на крыше и видит, что над ней склонился человек в плаще. Незнакомец говорит, что обидчики будут наказаны и дает ей печать из сургуча с вытесненной на ней пентаграммой. В этот момент девушка, по словам ведущего, понимает, что таким образом заключила сделку с дьяволом.
«К этой девушке демон пришел в образе бомжа, потому что ему все равно. Это неэстетично и некрасиво, но ему все равно, потому что у него есть своя цель. Он приходит туда, где человек в отчаянии, где он опустошен, отчаявшийся, не хочет жить. Вот он и пришел на эту энергетику, потому что может манипулировать ею как угодно, потому что девушка не верит в бога, она ни во что не верит», – резюмировала медиум Жанна Закк.
Впрочем, как она поняла, что девушка является атеисткой, непонятно. Так же, как и то, как Жанна идентифицировала мужчину в плаще, как бездомного. Слово «бомж», которое использует медиум, является некорректным. В «Справочнике безбарьерности», который рекомендует употреблять слово “бездомный”, содержится такое объяснение: «Сначала слово «бомж» было русскоязычной аббревиатурой, которая означала «без определенного места жительства». С годами это слово приобрело негативный и оскорбительный оттенок. «Бездомный« или “безхатченко” звучит так, будто человек никогда не жил в помещении, не имел работы, семьи, будто это тот образ жизни, который его устраивает».
Между тем, по сюжету, Валентина, чтобы избавиться от соперницы, начинает проводить определенные ритуалы с помощью печати с пентаграммой, черной свечи, капель крови и фотографии подруги. Вскоре Ирина умирает, а Валя и Антон снова начинают встречаться. Все было бы почти идеально, кроме одного «но»: девушка каждую ночь видит страшные сны. Она решает уничтожить все вещи, которые использовала для ритуала, но мужчина в плаще приходит снова и предупреждает, что если не умрет Антон, то будут умирать родные Вали.
«Старик не шутил, его угроза сбылась: Валя возвращалась с похорон. Ее двоюродному брату Борису оставалось только 5 месяцев до демобилизации, что за черт его натолкнул стать дивергентом?» – говорит ведущий. В это время идет видеоряд: мужчина в военной форме бежит, падает под лед, прямо в ледяную воду, и не может выбраться без посторонней помощи.
Валя обвиняла себя в смерти брата, а мужчина с мешком на голове преследовал ее, требуя провести ритуал, чтобы Антон тоже погиб. Девушка не может согласиться с тем, чтобы ее любимый умер, и выпрыгивает в окно. Но через несколько секунд мы видим, как она снова приходит в себя на крыше с оторванной петлей на шее, а мужчина в плаще протягивает ей руку с печатью. Но на этот раз она отказывается брать печать и убегает. А ведущий с комментаторами выносят мораль о том, что «именно таким образом слабых людей соблазняют темные силы» и в этот момент им важно удержаться от действий, которые бумерангом могут испортить их собственную жизнь.
Как ведьмы мужчин отбирают, и при чем здесь чакра свадхистхана
Вторая история, которая привлекла наше внимание множеством стереотипов, называется «Роковая женщина». Она начинается со знакомства с Тамарой – женой бизнесмена, у которой есть все, о чем она только могла мечтать раньше. 20 лет назад она, тогда еще одинокая девушка, сдавала свою квартиру женщине с ребенком. Квартирантка Марина якобы была гадалкой и помогла девушке найти мужа – Николая. Почти каждый день он дарил цветы и подарки. Но на годовщину их свадьбы муж изменил жене и выгнал Тамару из дома.
«Это абсолютно классический случай мужчины за 40, когда молодая красивая девушка забирает его из семьи. Любая может это сделать», – говорит психолог Марина Ильяхова.
Риторика о том, что кого-то можно силой забрать, выглядит несколько странно и даже оскорбительно. Ведь речь идет о человеке, а не о каком-то животном, которое можно просто захватить или заманить. Такие высказывания основываются на устаревших стереотипах, которые сводят отношения до примитивного уровня, лишая людей права на собственные решения и ответственности за свои действия. Идея, что любая молодая красивая девушка способна легко забрать мужчину из семьи, не только упрощает действительность, но и распространяет вредные представления о супружеских отношениях и верности.
Между тем, по сюжету, вернувшись домой за документами и своими украшениями, Тамара видит в зеркале видение: в какой-то комнате на кровати лежит и умирает больная женщина. Она вспоминает: это Марина, та самая колдунья, которая снимала у нее квартиру.
Оправившись, героиня рассказывает об этом подруге Светлане, которая сразу поняла, о ком идет речь. Ведь именно Марина помогла Светлане забеременеть. Во время разговора женщины увидели в окно, что возле дома стоит та же самая девушка, с которой Тамаре изменил ее муж. Только на этот раз она целовалась с другим – с сыном Светланы Стасом. Вечером парень порезал вены, но женщины успели его спасти.
«Говорить о каких-то приворотах не стоит, поскольку мы понимаем, что эта девушка имела силу ведьмы. У них очень развита сексуальная энергия, чакра свадхистхана. На красивых ведьм мужчины, как говорят, ведутся, потому что эта энергия их привлекает», – отметил белый маг Алексей Елагин.
Говорить о том, что женщина может иметь «силу ведьмы» и «развитую сексуальную энергию» – означает возвращаться к темным временам, когда такие идеи использовались для оправдания преследования женщин, которых считали ведьмами. Кроме того, утверждение, что «на ведьм мужчины ведутся», создает искаженную картину мира, где мужчины якобы теряют волю и разум перед мифической «чакрой». Все эти высказывания не только демонстрируют отсутствие здравого смысла, но и подпитывают вредные мифы, которые так же могут приводить к мизогинии.
Между тем психотерапевт Геннадий Шевченко попытался объяснить это так: «Понятно, что и в 40 можно соблазнить. И молодого парня любая старшая женщина может обвести вокруг пальца и сделать так, чтобы мальчик за ней бегал. Эти мальчики готовы бежать за замужней женщиной, драться за то, чтобы быть первым».
Эта ремарка психотерапевта вообще не очень понятна, поскольку, по сюжету, Рите – девушке, которая решила испортить жизнь Тамаре и Светлане, – 24 года, и называть ее «старшей женщиной» по меньшей мере абсурдно. Сложилось впечатление, что психотерапевта сильно беспокоит какая-то другая проблема, не связанная с темой программы. Но его замечание вполне соответствует стереотипно негативному отношению к парам, в которых женщина старше партнера.
В конце концов, когда Тамара вернулась домой, Рита объяснила ей: она и есть дочь Марины – гадалки, которая когда-то арендовала у нее квартиру. Женщина помогала людям безвозмездно, к ней часто обращались несчастные люди, которые толпились вокруг квартиры. Это не нравилось подругам и в конце концов они выгнали ее с ребенком на улицу. По дороге в село Марина сильно заболела. Местная знахарка пыталась ее вылечить, но не получилось. Умирая, мать якобы передала свой дар дочери. Повзрослев, Рита решила мстить, чтобы Тамара и Светлана тоже потеряли своих самых родных. После этого разговора девушка простила подруг. Стас выздоровел, а Николай вернулся к жене.
Впрочем, стоит отметить, что эйджизм в «Мистических историях» прослеживается даже в рефлексиях относительно занятий магией. Мольфарка говорит: «В том, что она решила отомстить, ее оправдывает только то, что она очень молодая. Потому что молодые люди склонны жить простыми человеческими страстями, именно поэтому считается, что до определенного возраста, лет до 30, нельзя заниматься никакими магическими делами».
Это утверждение не только закрепляет стереотипы о возрасте, но и продолжает мифологизировать поведение молодых людей, мол, их поступки можно оправдывать только из-за возраста, недостаточной эмоциональной зрелости и отсутствия опыта.
А в чем же «новый взгляд»?
Последний эпизод, на который ZMINA обратила внимание, называется «Слепой профессор». Главный герой истории – 19-летний Стас. Парень учится в университете, где вдруг появляется новый преподаватель – незрячий профессор Вадим Вадимович. Как рассказывает ведущий, студенты были удивлены, потому что не понимали, как он будет проверять работы, ставить оценки и расписываться в журнале. На протяжении всего выпуска, ведущий практически в каждом предложении подчеркивает, что профессор имеет нарушения зрения. Создается впечатление, что это основная (а может и единственная) важная характеристика человека. В то же время и Сергей Кисель, и эксперты говорят об этом некорректно, используя термин «слепой».
Опять же в «Словаре безбарьерности» есть такое объяснение: «Это слово некорректно, потому что клеймит человека по признаку одной дисфункции. Кроме того, оно несет в себе уже некоторую метафоричность. Мы говорим «слепая любовь» или «слепые люди», когда имеем в виду, что кто-то не замечает очевидных вещей. Но не из-за нарушения зрения, а из-за нежелания или обстоятельств. Если мы говорим о человеке с полной потерей зрения, можно употреблять термин «незрячий человек».
Между тем, по сюжету, во время одной из лекций одногруппник Стаса Костя решает потешиться над преподавателем: он приходит в аудиторию с пивом и сидит, закинув ноги на парту. Преподаватель выгоняет его, а студенты удивляются: как незрячий Вадим Вадимович понял, кто именно был нарушителем спокойствия на паре?
Психолог Марина Ильяхова, комментируя этот эпизод, отметила, что студентам свойственно наделять преподавателей определенными чертами и связывать их с какими-то образами. Мол, если преподавательница злая и требовательная, то она – старая ведьма. Если такими чертами наделен преподаватель мужского пола, он – упырь.
Впрочем, складывается впечатление, что в целом над каким-то обновлением этого эпизода (как и многих других) особо не старались: скопировали из первоочередной версии «Мистических историй» с Павлом Костицыным абсолютно все, даже комментарии специалистов. Так, мысли психолога Виктории Корнюш полностью воспроизвел Геннадий Шевченко.
«Слепые люди иначе видят мир – не так, как зрячие. Они могут видеть его на уровне звука, объема, отголосков. Поэтому пиво, которое стояло на парте, девушка, которая проходила мимо, – это уже достаточно информации для слепого человека. По звуку шагов всегда можно сказать молодой или старый этот человек. По запаху духов всегда можем предположить, это брюнетка или блондинка. Когда зрячий человек пристально наблюдает за слепым, многое начинает не складываться. Потому что в стереотипах зрячих людей слепой – это тот, кто вообще ничего не видит», – говорит Шевченко.
Однако эти утверждения также являются примером стереотипов, которые закрепляют ложные представления о незрячих людях. Идея, что человек с нарушением зрения может определить возраст или цвет волос только по звуку шагов или запаху духов, не имеет никакой научной основы и даже звучит как нонсенс, особенно от якобы психотерапевта. Такие высказывания только углубляют недопонимания относительно реальных возможностей и потребностей незрячих людей, создавая ложное впечатление об их способе восприятия мира. На самом деле каждый человек, независимо от наличия зрения, имеет свои уникальные способы взаимодействия с окружающей средой, и такое стереотипное представление об этих способностях, которое транслируют эксперты «Мистических историй», является далеким от реальности.
В конце концов, по сюжету, бесследно исчезают одногруппники Стаса, которые каким-то образом контактировали с мужчиной. Поэтому парень делает вывод: преподаватель – вампир. Однажды Стас со своим соседом по комнате в общежитии Виталием увидели в окно, что в здание заходит Вадим Вадимович. Стас пытался убедить друга, что им грозит опасность, но тот не воспринимает это всерьез. В конце концов преподаватель якобы нападает на Виталия и пытается укусить его за шею, чтобы высосать кровь, но Стас спасает друга, убив преподавателя заблаговременно заточенной ножкой от стула – неким осиновым колом. Но тело мужчины не нашли – оно просто растворилось в пространстве.
Такое завершение эпизода еще больше усиливает негативное и даже устрашающее восприятие людей с нарушениями зрения, делая их объектами страха и отчуждения. В целом такие эпизоды не только подкрепляют стереотипы, но и могут быть вредными для зрителей, особенно тех, кто имеет недостаточно развитое критическое мышление. Это еще раз подчеркивает необходимость ответственного подхода к созданию контента, отражающего разнообразие и сложность человеческого опыта без ущерба или условного упрощения.
В конце концов непонятно, в чем заключается «новый взгляд», о котором говорится в названии программы, если видеоряд эпизодов берут из старых «Мистических историй», а комментарии экспертов просто переозвучивают другие люди. Похоже, что сценаристов совсем не беспокоит то, что за эти годы изменились правила корректной лексики, а Украина сделала много для противодействия гендерным стереотипам и предубеждениям. Показывать это как нечто новое, без учета изменений в обществе и языковых нормах, не только странно, но и непрофессионально.