Приговоры могут оглашать и кухарки: кто стал “судьями” на оккупированной части Запорожской области

Дата: 16 February 2024 Автор: Артем Гиреев
A+ A- Подписаться

После незаконных “референдумов” на новооккупированных территориях Украины стали формировать региональные представительства органов российской власти. В том числе создавать российские суды.

ZMINA уже рассказывала о том, кто пошел работать в оккупационные суды Херсонской области. В этом материале рассмотрим, как и из кого сформировали “судейские” органы в оккупированной части Запорожской области, а также насколько компетентными и непредвзятыми выглядят новые “судьи”.

Неполное покрытие

В отличие от Херсонщины, федеральный закон по созданию российских судов в Запорожской области как-то незаметно обошел своей юрисдикцией территории, которые не удалось оккупировать российским военным. Так, в законе нет Запорожского городского суда, а также суда, который включал бы в себя территорию Гуляйполевской, Новониколаевской или Вольнянской громады. Российские суды “областного” уровня разместились в Мелитополе.

Кроме того, не удалось найти в открытом доступе информации о деятельности оккупационного Энергодарского городского суда или о назначении туда судей. Базы российских юридических лиц также не содержат сведений о такой организации.

Аналогичные результаты дает и поиск такого юридического лица, как Пологовский межрайонный суд, хотя известно про как минимум одного судью, который формально входит в состав этого органа. Возможно это как-то связано с тем, что линия боевого соприкосновения проходит всего в 14 километрах от города.

В расположенной еще ближе к фронту Васильевке тоже нет юридических реквизитов и почти год спустя после “узаконивания” продолжают искать сотрудников. 

Нижегородский анклав

Примечательно, что в составе полноценно работающих судов преобладают судьи из Нижегородской области. В “областном суде” из 28 установленных “судей” – половина являются выходцами из Волго-Вятского региона России. Почти в таких же пропорциях представлен и судейский корпус самого крупного из межрайонных “судов” – Мелитопольского – 6 нижегородцев из 14 судей.

А в “гарнизонном суде” Запорожской области своя атмосфера. Председатель суда Расул Алиев начинал карьеру военного судьи в Грозном и Дагестане, потом перешел в Подмосковье и сменил его на оккупированную территорию. Большинство остальных “судей” – тоже прибыли с солнечного юга России: заместитель председателя Идрис Исраилов – Ростовская область, рядовые судьи – Ставропольский край и Северная Осетия. После чеченских войн это именно те регионы, в которых военную юстицию сложно чем-то удивить.

Крымские “переселенцы” и предатели

Встречаются среди новоиспеченных запорожских “судей” и крымчане. В частности в “областной суд” перешла заместитель председателя “Нижнегорского районного суда” Виктория Белякова, которую в Украине подозревают в государственной измене и которая причастна к преследованиям двух крымчан за их проукраинскую позицию.

Здесь также работает и восстановленная из отставки “судья” “Ленинского районного суда Севастополя” Анна Гуло, которая объявлена украинской прокуратурой в розыск. До своей отставки на полуострове Гуло вынесла по меньшей мере четыре приговора за уклонение крымчан от призыва в российскую армию. При этом сам призыв, согласно международному праву, является частью военного преступления, которое Россия совершает в Крыму как страна-оккупант. Восстановление в должности для Гуло далось не легко – какое-то время ей пришлось жить и ночевать в кабинете “областного суда” ради получения статуса.

Условно к “крымским” можно отнести и саратовского судью Алексея Козырева, который с момента оккупации Крыма и до назначения в Запорожскую область почти девять лет был “судьей” “Верховного суда Республики Крым”. За это время он снискал себе громкую славу одиозного заангажированного “судьи”, в том числе благодаря усердным попыткам выслужиться перед ФСБ в политически мотивированных уголовных делах на полуострове.

Так, например, во время процесса против заместителя главы Меджлиса крымскотатарского народа Наримана Джеляла и братьев Ахтемовых, этот служитель Фемиды постоянно подсказывал свидетелям, которые давали “не те показания”, вмешивался в допрос свидетелей и несколько раз получал замечания за неуместную иронию.

Семейный прокурорско-судебный подряд

Из двух установленных “судей” Васильевского межрайонного суда на себя обращает особое внимание “судья” с популярной фамилией Петренко. И дело не в самой фамилии, а в том, что ее полные данные идентичны сведениям из декларации НАЗК некой Марины Олеговны Петренко, которая в 2021 году работала прокурором Васильевского отдела Энергодарской городской прокуратуры Запорожской области. Еще из декларации следует, что данная сотрудница в отчетный период вышла замуж за Петренко Вадима Александровича и совместно с ним купила дом в Мелитополе.

Площадь дома, дата приобретения и нахождение в Мелитополе полностью совпадает с декларацией НАЗК о существенном изменении в имущественном положении прокурора Васильевской окружной прокуратуры Петренко Вадима Александровича. Однако самое примечательное, что человек с такими данными в сентябре 2023 года назначен “судьей” в оккупационный “Мелитопольский межрайонный суд”.

Карьерный трамплин

И волго-вятских судей, и тем более коллаборантов из Крыма и Запорожской области вряд ли можно заподозрить в малейшей эмпатии к украинцам с оккупированных территорий, особенно подозреваемых в проукраинских настроениях. Однако, представляет интерес и вопрос о профессиональном уровне этих “судов”.

В “областном суде” только 6 судей перешли из судов такого же уровня, включая упомянутого Козырева из Крыма и “судью” Валентину Максименко из “Верховного суда ДНР”, еще 16 “судей” перешли из районных и городских судов, то есть с повышением статуса. А пятеро “судей” этого образования совершили невероятный скачок, перепрыгнув сразу из мировых судей, рассматривающих хулиганства и кражи, в судьи области с полномочиями по рассмотрению тяжких и особо тяжких преступлений.

Тем временем в “районных судах” Запорожской области все выглядит еще красочнее. В “Васильевском межрайонном суде” из двух судей ни одна ранее не имела опыта работы в качестве судьи.

В Бердянске работу “суда” возглавляет “судья” Сергей Валяев, снискавший в родной Белгородской области репутацию послушного исполнителя воли председателя облсуда в схемах по киданию дольщиков разных строительных проектов. А в подчинении у него новоиспеченные “судьи” –  украинская адвокатка Илона Новак и помощник судьи Эльдар Абуков. Оба с нулевым стажем судейской работы. 

В “Мелитопольском суде” из четырнадцати “судей” только Игорь Харченко до этого имел статус судьи районного суда в станице Ленинградской Краснодарского края. Еще шестеро ранее были мировыми судьями, включая некоего Александра Лучкова из Лыткарино Московской области. Судя по отзывам, человек этот склонен обращаться к участникам процесса на “ты” и хамить, а также принимать решения с признаками коррупционного сотрудничества.

Вторая половина “судейского корпуса” в Мелитополе – это вчерашние помощники судей, экс-прокуроры и адвокат Светлана Анашкина. Последняя заверила квалификационную комиссию, что прекратила статус украинского адвоката, однако Национальная ассоциация адвокатов Украины об этом ничего не знает – на ее сайте Анашкина остается действующим украинским адвокатом.

Повлияет ли этот обман на положение Анашкиной в российской судебной системе, не известно. Но вот то, что ее действия будут квалифицированы украинскими правоохранительными органами как государственная измена – это факт. Для Анашкиной и других коллаборантов такая деятельность – тяжкое преступление.

Что же касается всевозможных выходцев из российской глубинки, то вопрос их преследования со стороны украинских властей будет зависеть от степени участия в военных преступлениях против гражданского населения. С учетом масштаба репрессий против гражданских лиц на оккупированной части Запорожской области, рассчитывать, что “судебные процессы” останутся без надлежащего внимания, этим судьям явно не стоит.

Поделиться:
Если вы нашли ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter