Крымских политзаключенных Наримана Джеляла и Азиза Ахтемова этапируют в Сибирь

Дата: 01 November 2023
A+ A- Подписаться

Первого заместителя председателя Меджлиса крымскотатарского народа Наримана Джеляла и еще одного крымского политзаключенного Азиза Ахтемова российские оккупанты этапируют в город Минусинск в Восточной Сибири.

Об этом в UA.SOUTH пишет украинский и крымскотатарский журналист Осман Пашаев.

Азиз Ахтемов, Нариман Джелял, Асан Ахтемов

“Уже несколько недель с Нариманом нет связи. Адвокат Николай Полозов говорит, что этап – самая сложная часть жизни заключённого. Все что угодно может случиться именно во время транспортировки осужденных. То, что от Наримана нет никакой информации, должно настораживать общество и заставить всех тщательно следить за действиями российской карательной системы”, – говорится в сообщении.

Сообщается, что из Крыма вывезли также двоюродных братьев Асана и Азиза Ахтемовых.

В Минусинске будет отбывать наказание и один из братьев Ахтемовых – Азиз. Он на днях вышел на связь с отцом, сообщил, что находится в Челябинске.

Как рассказали родственники Азиза Ахтемова UA.SOUTH, этапирование будет длиться около месяца. По дороге в Сибирь Азиза и Наримана по несколько дней держали за решеткой в Краснодаре, Саратове и других российских городах.

Асана Ахтемова этапируют во Владимир. С ним связи нет.

Жена Наримана – Левиза Джелял сказала, что в последний раз видела мужа в августе.

“Спокойствие Наримана помогло мне пройти эти два ужасных года, а поддержка людей помогает бороться дальше”, — рассказала она.

Тогда ей и родственникам позволили в течение четырех часов пообщаться с Нариманом.

Долгосрочная встреча для осужденных к строгому режиму не предусмотрена. Ее дают после этапирования и всего 1 раз в год.

14-летняя Адиле, 12-летняя Эмине, 6-летний Джемиль и 3-летняя Ниаль не увидели отца перед тем, как россияне вывезли его из Крыма, потому что детям можно видеть заключенных родителей только во время долгосрочных встреч.

Адвокат Николай Полозов называет этапирование в Сибирь климатическим давлением на политзаключенных, что является традицией советского ГУЛАГа.

“Цель режима – сломать диссидента, чтобы впоследствии он был безопасен для режима даже на свободе. Отрезать заключенного от общения с родственниками, детьми и защитниками – также отработанный КГБ способ психологического давления. Полозов приводит пример 60-летнего диссидента Алексея Горинова, которого в прошлом году осудили за дискредитацию армии. Время от времени его намеренно сажают в холодную камеру, чтобы заключённый простудился и постоянно болел. Там, куда везут Наримана и Азиза Ахтемовых, для таких пыток климат подходит почти в течение года. При этом доказать, что это пытка почти невозможно”, – пишет издание.

Другой проблемой удаленных тюрем в материале называют усложнение адвокатского контроля за условиями содержания. Дорога из Крыма в Минусинск и обратно занимает почти неделю и требует больших затрат. Поэтому нужно искать местных адвокатов, чтобы получать хоть минимальную информацию об осужденных, но по словам Полозова, в условиях тотального российского давления искать в Сибири не сотрудничающих с властью адвокатов бесполезно. Возможно, удастся найти хотя бы юриста, который будет посещать Наримана и братьев Ахтемовых, помогать им подавать жалобы и давать о них информацию родственникам.

Уполномоченный Верховной Рады по правам человека Дмитрий Лубинец назвал этапирование граждан Украины на территорию России нарушением Женевских конвенций и норм международного гуманитарного права, запрещающих государству-оккупанту перемещать граждан на свою территорию.

Более того, граждан Украины из временно оккупированного Крыма подвергают давлению и испытаниям суровым климатом. Ведь, согласно Европейским пенитенциарным правилам, заключенные должны направляться для отбывания наказания в учреждения, расположенные вблизи города.

Дмитрий Лубинец, Омбудсман Украины

Лубинец призвал мировое сообщество “решительно реагировать” на нарушение Россией международного гуманитарного права и требовать освобождения незаконно заключенных граждан Украины.

Напомним, что 3 и 4 сентября 2021 года сотрудники незаконного управления ФСБ в Крыму провели пять обысков на полуострове, после которых задержали и увезли в неизвестном направлении пятерых крымских татар: Эльдара Одаманова, Азиза Ахтемова, Наримана Джеляла, Шевкета Усеинова и Асана Ахтемова. Родственники и адвокаты задержанных подали заявления в различные де-факто правоохранительные органы, однако ни один из них тогда не сообщил о месте нахождения пропавших.

Вечером 4 сентября 2021 стало известно, что все задержанные находились в здании “ФСБ”. Впоследствии появилась информация, что к Асану и Азизу Ахтемовым применяли пытки.

Российские силовики обвинили Асана и Азиза Ахтемовых и Наримана Джеляла в нарушении ст. 281 (“диверсия”), ст. 222.1 (“незаконные приобретения, передачи, сбыт, хранение, перевозка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств”) и ст. 226.1 (“контрабанда взрывных устройств”) УК РФ. Все обвинения имеют формулировку “преступление, совершенное организованной группой лиц”.

По версии ФСБ, 23 августа 2021 года обвиняемые умышленно установили на газопровод в селе Перевальное Симферопольского района взрывное устройство, повредив его. Это якобы привело к тому, что газоснабжение в селе было прервано, что сказалось на работе социальных учреждений и нанесло ущерб в размере 105 тысяч рублей.

7 сентября 2021 года ФСБ обнародовала заявление, в котором обвинила задержанных в диверсии по заказу Главного управления разведки (ГУР) Министерства обороны Украины и Меджлиса. Российские СМИ также распространили видео ФСБ с якобы “признаниями” арестованных в Симферополе 6 сентября крымчан Азиза и Асана Ахтемовых. ГУР Минобороны Украины отвергло обвинение ФСБ относительно причастности ведомства к повреждению газопровода в Перевальном.

Представительство президента Украины в Автономной Республике Крым убеждено, что это уголовное дело Россия инициировала из-за участия Наримана Джеляла в саммите Крымской платформы.

В сентябре прошлого года Джеляла приговорили к 17 годам лишения свободы в колонии строгого режима со штрафом в 700 тысяч рублей и ограничением свободы сроком на полтора года.

Асана Ахтемова приговорили к 15 годам колонии строгого режима со штрафом в 500 тысяч рублей и ограничением свободы в один год.

Азиза Ахтемова приговорили к 13 годам колонии строгого режима со штрафом в 500 тысяч рублей и ограничением свободы в один год.

Поделиться:
Если вы нашли ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter