Россияне забрали у крымского политзаключенного Халила Мамбетова очки и Коран, а во время свидания с женой запретили разговаривать на крымскотатарском
68-летнего политзаключенного и пенсионера из временно оккупированного Джанкоя Халила Мамбетова перевели в новый следственный изолятор в Симферополе. Пожилой крымский татарин страдает артрозом.
Об этом общественному объединению “Крымская солидарность” сообщила его онкобольная жена Лилия Мамбетова, которой удалось получить свидание с мужем.
Она описала своего мужа как “бледного и усталого”.
“У него сильно болят ноги. На руках видны шишки от артроза. Ноги он не может мне показать, но сказал, что наступать больно. Артроз имел и до ареста. Дома пытались пить лекарство, помогало. А сейчас невозможно. Отправили ему несколько препаратов, но их не дали”, – рассказала жена Мамбетова.
При переводе из Симферопольского СИЗО №1 у него пропали очки и Коран. Во время свидания супругам запретили разговаривать на крымскотатарском языке.
“Сказали только на русском можно общаться. И ни о чем не расспрашивать, ничего лишнего. Коран при переезде потерял, очки потерял. Теперь по-новому просит это все, отдадут или не отдадут, пока не знаем. Я знаю, что очень тяжело, и условия там очень жесткие. Даже на кровати сидеть не разрешают, чтобы не помята была кровать”, — рассказала Мамбетова.
Ранее пенсионера отправили из СИЗО-1 Симферополя в больницу для прохождения принудительной стационарной психиатрической экспертизы. 68-летний Халил Мамбетов провел месяц в так называемой “крымской республиканской клинической психбольнице №1”.
Напомним, 14 февраля 2003 года на закрытом судебном заседании Верховный суд РФ признал террористической исламскую политическую партию “Хизб ут-Тахрир”. Эта религиозная организация легально действует в Украине, в частности, во временно оккупированной Автономной Республике Крым. Россия вопреки международному гуманитарному праву использует в Крыму свое уголовное законодательство.
Правозащитники считают, что тогда решение Верховный суд РФ принял необоснованно с нарушением гласности и равенства сторон, поскольку в закрытом процессе участвовала только сторона обвинения, а именно ФСБ. Представители организации не имели возможности донести свою позицию до дела. В то же время, на территории большинства стран мира организация действует без ограничений на уровне национальных законодательств. В Украине деятельность партии не запрещена, активисты организации занимались выпуском газеты, могли открыто говорить в СМИ и проводить массовые публичные мероприятия.
В феврале 2014 года Россия развернула противоправную военную операцию по захвату украинского Крымского полуострова.
24 января 2023 года в разных селах временно оккупированного Россией Джанкойского района прошли обыски с участием оперативников и следователей ФСБ. В результате обысков захватчики задержали шестерых мужчин, в том числе Халила Мамбетова, и отвезли их во временно оккупированный Симферополь. Всем им незаконный суд избрал меры пресечения.
Всем им россияне инкриминируют нарушение ст. 205.5 УК РФ (“организация деятельности террористической организации и участие в деятельности террористической организации”) и ст. 278 УК РФ (“приготовление к насильственному захвату власти организованной группой по предварительному сговору”).
“Хизб ут-Тахрир” действует легально на всей территории Украины, в частности, во временно оккупированном Россией украинском Крыму.
Крымская правозащитная группа отмечает, что уголовное преследование лиц, не являющихся преступниками с позиции украинского законодательства, – это нарушение ст. 7 Европейской конвенции по правам человека (наказание только на основании закона), поскольку по международному гуманитарному праву РФ не имеет права применять свое уголовное законодательство на временно оккупированной территории.
Так называемые судьи арестовали строителя из Джанкоя Лемана Зекеряева, строителя из села Днепровка Османа Абдуразакова, Айдера Асанова и Рефата Сейдаметова из Тимофеевки. В селе Близкогородское силовики арестовали брата политзаключенного Энвера Кроша — Экрема Кроша.
По последним данным Представительства президента Украины в Автономной Республике Крым, Россия незаконно удерживает 182 крымских политзаключенных, среди которых 116 крымских татар.
По оценке правозащитной организации “Крым SOS”, по меньшей мере 35% приговоров нынешним жертвам политически мотивированных уголовных преследований в Крыму принято после начала полномасштабного вторжения. В основном это люди, обвиняемые в якобы причастности к исламской политической организации “Хизб ут-Тахрир” или добровольческому крымскотатарскому батальону имени Номана Челебиджихана.
“Крым SOS” указывает, что суммарный срок жертвам политически мотивированных преследований в Крыму за год полномасштабного вторжения составляет 699 лет и 9 месяцев.
Правозащитная организация отмечает, что игнорирование военных преступлений российских оккупантов привело к ухудшению ситуации с правами человека в оккупированном Крыму. А отсутствие реакции международного сообщества на оккупацию Крыма и дальнейшие преступления оккупантов облегчили России задачу превращения полуострова в плацдарм для вторжения в материковую Украину год назад.
Как известно, правозащитное сообщество в Украине уверено, что деоккупация Крыма прекратит систематические грубые нарушения прав человека на полуострове со стороны Российской Федерации. Для этого они призывают страны поддержать Украину своевременными поставками оружия и военным оборудованием в достаточном количестве.
Накануне Центр прав человека ZMINA и “PEN Украина” призвали неравнодушных писать письма поддержки пленникам Кремля.