Журналисты обнаружили за два года четыре случая отравления и иного давления на российских критиков Путина за границей
За последние два года, а главным образом во время полномасштабного вторжения России в Украину, как минимум четыре публичных критика российской власти обнаружили у себя симптомы возможного отравления или столкнулись со случаями проникновения в жилище неизвестных, вероятно связанных с российскими спецслужбами.
Об этом пишет издание “Агентство”.
Речь идет о:
- бывшем после США в Украине в 2003-2006 годах, а ныне старшем директоре Евразийского центра Атлантического совета Джоне Гербсте;
- председателе фонда “Свободная Россия” Наталье Арно, которая уже не менее 10 лет проживает в США из-за давления российских властей;
- журналисте-расследователе Христо Грозеве, одном из руководителей Bellingcat, которого в России официально хотят упрятать за решетку по репрессивной статье о “дискредитации российской армии”;
- журналистке из России, имя которой расследователи не называют из этических соображений.
Информацию журналисты получили из своих источников, переспросив героев текста о случаях. Почти все они подтвердили, что с ними происходили те или иные события, впрочем, с российскими спецслужбами они их, судя по тексту, не связывают.
Так, два источника журналистов рассказали, что с симптомами отравления за несколько месяцев до полномасштабного вторжения России в Украину столкнулся Джон Гербст. Знакомый с ним собеседник сообщил, что по факту резкого ухудшения здоровья ФБР даже приступило к расследованию, а еще один собеседник издания, работающий в одной из лоббистских организаций Вашингтона, убеждает, что в Атлантическом совете в курсе ситуации.
Точной информации о состоянии здоровья Хербста и результаты вероятного расследования ФБР журналисты не смогли узнать. Сам Хербст отказался от комментариев.
Еще два случая – с Наталией Арно и неназванной журналисткой – могли случиться в этом году: один в Праге, а другой на встрече российских оппозиционеров в Берлине.
Арно отказалась обсуждать тему с расследователями, не опровергнув, что инцидент был. В ФБР, где также, по данным издания, интересовались случаем, на запрос расследователей не ответили.
В Праге, как рассказывает издание, ссылаясь на четырех осведомленных собеседников, Арно проводила встречи, посвященные ситуации в России, и неожиданно почувствовала онемение и боль в разных частях тела. До этого она заметила, что ее комнату в гостинице открывали, когда ее не было, а внутри, как рассказал собеседник журналистов, чувствовался посторонний запах, “похожий на аромат дешевых духов”.
Из Праги Арно уехала в Берлин, где недомогание испытала уже неназванная журналистка. Сама она сказала изданию, что ее симптомы, возможно, появились еще до конференции, но об их характере и дальнейшем лечении говорить отказалась. По данным одного из собеседников журналистов, она обратилась в берлинскую клинику “Шарите”, где после отравления “Новичком” лечили российского оппозиционера Алексея Навального.
Случай в отношении журналиста Грозева произошел летом прошлого года и его изданию подтвердил сам расследователь, но от дальнейших комментариев отказался. Тогда на посвященной России журналистской конференции в Черногории его комнату в гостинице также взломали и украли телефон.
Российские власти объявили расследователя в розыск, а возглавляемый им проект Bellingcat является “иностранным агентом” по российским законам.
В ходе расследования отравления Навального Грозеву удалось узнать о тайном подразделении отравителей среди российских спецслужб.
Кроме этого, в ходе одного из расследований Bellingcat несколько раз “ломали” почту заместителя шефа главного разведывательного управления России Андрея Ильченко. Каждый раз, когда почту “ломали”, Ильченко устанавливал новый пароль, в котором менял только цифру: “Москва1”, “Москва2” и “Москва3”. Эта история стала мемом в сети.
Bellingcat причастен и к расследованию дела сбития малазийского “Боинга” МН-17, в котором окружной суд Гааги дал пожизненное Игорю Гиркину, Сергею Дубинскому и Леониду Харченко.
Bellingcat также нашли доказательства причастности российских спецслужб к пыточной “Изоляция” в оккупированной Донецкой области.
Напомним, что исследователи уже несколько лет говорят о транснациональных репрессиях – преследовании авторитарными странами своих критиков за границей.
Детальнее об этом можете почитать по ссылке.