Россияне отобрали Коран у крымского политзаключенного Руслана Месутова
Адвокат крымскотатарского политзаключенного Руслана Месутова Владимир Биленко, посетивший гражданина Украины в тюрьме Липецкой области, заявил о нарушении религиозных прав.
Об этом сообщает правозащитное объединение “Крымская солидарность”.
По словам адвоката, после этапирования в тюрьму у политзаключенного изъяли священную для мусульман книгу – Коран.
“У Месутова отобрали Коран на арабском языке, чтобы его посмотрел специалист, что это “нормальный Коран”, а не “экстремистский”. С тех пор, с ноября, он его назад никак не может получить, это его сильно подавляет”, – рассказал Биленко.
“Крымская солидарность” также сообщает, что с ноября 2022 года у крымского татарина возникли проблемы с питанием, потому что в основной рацион мусульманину россияне начали давать свинину. По религиозным убеждениям такую пищу Руслан Месутов не употребляет. Месутов написал обращение в администрацию тюрьмы, однако проблему с питанием до сих пор не решили.
Политзаключенный находится в одной камере с другим крымским мусульманином – политзаключенным Ленуром Сейдаметовым.
Напомним, 14 февраля 2003 года на закрытом судебном заседании Верховный суд РФ признал террористической исламскую политическую партию “Хизб ут-Тахрир”. Эта религиозная организация легально действует в Украине, в частности, во временно оккупированной Автономной Республике Крым. Россия вопреки международному гуманитарному праву использует в Крыму свое уголовное законодательство.
Как известно, активисты этой религиозной организации выпускали газету и могли открыто разговаривать в СМИ и проводить массовые публичные мероприятия. По мнению правозащитников, членов организации преследуют не за подготовку государственного переворота и терроризм, а за публичные акции против политических репрессий в Крыму, систематическую критику российских властей и за массовую нелояльность среди крымских татар в ответ на события 2014 года.
Правозащитники считают, что тогда решение Верховный суд РФ принял необоснованно с нарушением гласности и равенства сторон, поскольку в закрытом процессе участвовала только сторона обвинения, а именно ФСБ. Представители организации не имели возможности донести свою позицию до дела. В то же время, на территории большинства стран мира организация действует без ограничений на уровне национальных законодательств. По всей территории Украины, в частности в Автономной Республике Крым, деятельность партии не запрещена, активисты организации выпускали газету, могли открыто говорить в СМИ и проводить массовые публичные мероприятия.
В феврале 2014 года Россия развернула противоправную военную операцию по захвату украинского Крымского полуострова.
До своего ареста Руслан Месутов был одним из основателей мусульманской религиозной общины в Алуште и работал телохранителем в мечети. Также вел общественную деятельность, организовывал мусульманские праздники, помогал с похоронными вопросами, проводил молебны.
Российские силовики задержали мужчину 10 июня 2019 года вместе с другими крымскими татарами, Русланом Нагаевым и Эльдаром Кантимировым, во временно оккупированном селе Малый Маяк, в селе Изобильное — Ленура Халилова, главу местной религиозной общины “Алушта”.
Оккупационные следователи инкриминировали Месутову нарушение ч. 1 ст. 205.5 УК РФ (“Организация деятельности террористической организации”), предусматривающей в виде наказания лишение свободы на срок от 15 до 20 лет, а также ч. 1 ст. 30 и ст. 278 УК РФ (“Приготовление к насильственному захвату власти организованной группой по предварительному сговору”), предусматривающей до десяти лет лишения свободы.
Арест члена религиозной общины “Алушта” Месутова Руслана произошел за две недели до судебного заседания, на котором должен был рассматриваться иск “Алушты” относительно незаконного “совета министров” в лице незаконного “министерства имущества республики Крым”.
Религиозная община инициировала иск из-за того, что оккупационные власти передали городскую мечеть незаконному формированию “Духовное управление мусульман Крыма”, противоправно отменив распоряжение Совета министров от 1994 года.
18 июля 2019 года Европейский парламент принял резолюцию, в которой есть призыв к России освободить всех украинских политзаключенных, включая фигурантов этого уголовного дела.
В сентябре 2019 года международная правозащитная организация Freedom House призвала Россию освободить заключенных в России украинцев и крымских татар.
“Обмен заключенными между Украиной и Россией – важный шаг к уменьшению количества человеческих жертв этого изнурительного конфликта”, – заявил директор программ Freedom House в Европе и Евразии Марк Берендт.
По последним данным украинского Омбудсмана Дмитрия Лубинца, Россия незаконно удерживает 180 крымских политзаключенных, среди которых 116 крымских татар.
По оценке правозащитной организации “Крым SOS”, по меньшей мере 35% приговоров нынешним жертвам политически мотивированных уголовных преследований в Крыму принято после начала полномасштабного вторжения. В основном это люди, обвиняемые в якобы причастности к исламской политической организации “Хизб ут-Тахрир” или добровольческому крымскотатарскому батальону имени Номана Челебиджихана.
“Крым SOS” указывает, что суммарный срок жертвам политически мотивированных преследований в Крыму за год полномасштабного вторжения составляет 699 лет и 9 месяцев.
Правозащитная организация отмечает, что игнорирование военных преступлений российских оккупантов привело к ухудшению ситуации с правами человека в оккупированном Крыму. А отсутствие реакции международного сообщества на оккупацию Крыма и дальнейшие преступления оккупантов облегчили России задачу превращения полуострова в плацдарм для вторжения в материковую Украину год назад.
Как известно, правозащитное сообщество в Украине уверено, что деоккупация Крыма прекратит систематические грубые нарушения прав человека на полуострове со стороны Российской Федерации. Для этого они призывают страны поддержать Украину своевременными поставками оружия и военным оборудованием в достаточном количестве.