“Водители понимают, что могут погибнуть”: как телеведущий организовал эвакуацию людей из Мариуполя
В середине марта 28-летний уроженец Мариуполя и телеведущий Денис Минин организовал помощь в эвакуации жителей родного города. Впоследствии он собрал команду волонтеров и водителей, согласившихся лично ездить в Мариуполь под постоянными бомбардировками. В настоящее время команда спасла из города более тысячи человек. Также Минин создал телеграм-канал “До Мариуполя из Запорожья”, к которому присоединились уже более 7 тысяч участников.
Об этом мужчина рассказал в интервью Bird in Flight. Вот его краткий пересказ.
По словам Минина, в начале полномасштабной войны его родители отказались уезжать из города, хотя он каждый день уговаривал их это сделать. Затем обстрелы участились, связь исчезла:
“Стало ясно, что Мариуполь стирают с лица земли. Родителей нужно было вывозить. Я обратился к волонтерам, которые занимались эвакуацией. Заполнив какие-то бумаги, меня внесли в длинный список. Через несколько дней я осознал, что очередь до меня дойдет не скоро, и решил взять ситуацию в свои руки”.
Мужчина стал искать транспорт, но ему отказывали. Впоследствии он поближе познакомился с волонтерами, которые вывозили мариупольцев из города. Они рассказали об особенностях маршрута – нюансов было много.
После общения с волонтерами я понял, что из Мариуполя людей можно вывезти двумя способами – на частных машинах и микроавтобусах. Использовать большие автобусы не получится: россияне не хотят, чтобы из города на территорию Украины выехало много жителей одновременно.
Как рассказал Минин, оказалось, что в Украине есть сотни тех, кто готов “на собственной машине кататься на Мариуполь с гуманитаркой, а затем эвакуировать своих близких и других людей”. В то же время люди не знали ни маршрутов, ни алгоритма действий на блокпостах, ни о том, какая опасность ждет водителей в пути.
Всех желающих он сконтактировал с волонтерами, которые все это знали: “Сбор водителей проходил в Запорожье. Всю информацию об этом мероприятии я публиковал в инстаграме. Позже создал телеграм-канал. Я рад, что сейчас это направление работает без моего участия: люди сами собираются в нужное время в нужном месте, мои коллеги проводят для них инструктаж”.
Сам Минин занялся вторым направлением – вывозом людей на микроавтобусах. Часть автобусов ездит в Бердянск, часть в Мариуполь.
В команде постоянно работают восемь волонтеров.
“У нас двенадцать бусов и шесть легковых автомобилей, сопровождающих бусы в Мариуполе. Туда везут гуманитарку, обратно людей. Еще три буса вместе с водителями в плену, я сейчас всячески пытаюсь их оттуда достать. Это были абсолютно мирные люди, ничего плохого не совершившие, начали эвакуировать жителей месяц назад”, – говорит Минин.
Мужчина отмечает, что некоторые водители после первой поездки уходят в запой, “чтобы хоть как-то отойти от пережитого”.
Мариуполь сегодня – это страшное зрелище. Человеческие конечности, валяющиеся на дорогах, все разбито. Привыкнуть к такой картине невозможно.
Минин говорит, что водители осознают, что могут погибнуть:
“В моей команде пока никто не погиб, но в команде знакомой есть потери. Молодой парень, опытный, умело проходил блокпосты, но что-то пошло не так. После отправки в Мариуполь, он семь дней не выходил на связь. Позже в одном телеграме мы увидели фотографию его расстрелянного бусика. На сиденье водителя была кровь”.
Одни водители, говорит Минин, ездят, чтобы вывезти своих родных: “Мы им говорим: вот тебе машина и бензин, но забери еще несколько человек. Иногда они забирают близких за одну ходку, иногда им это не удается, поэтому они ездят, пока не заберут”.
Остальные же просто хотят помочь, добавляет волонтер:
Это простые мужики, работавшие на металлургических заводах в том же Мариуполе. Наверное, в реальной жизни наши пути никогда бы не пересеклись, но сегодня мы делаем общее дело – спасаем мариупольцев. Есть среди водителей бывший заключенный, который сидел, в том числе за угон машин. Ему за пятьдесят, имел проблемы с наркотиками. Говорит, что, помогая другим, искупает все, что когда-то натворил. Он вывез уже более полусотни человек из Бердянска.
Весь процесс подготовки к возвращению микроавтобуса длится четыре-пять дней. Деньги на бензин волонтеры собирают благодаря донатам.
Большая часть автопарка волонтеров – это “мерседесы-спринтеры”, выпущенные в конце 90-х. До войны их использовали как маршрутки. Перед отправкой в рейс проверяют техническое состояние буса. Затем загружают гуманитарку: еду, воду и лекарства. Готовят нужные документы, какие именно — сейчас Минин сказать не может.
Параллельно с этим готовим водителей. Недавно мы запретили им говорить на блокпостах, что они волонтеры. Это слово действует на денееровцев как красная тряпка на быка: они не верят, что кто-то может что-то делать просто так. Теперь каждому водителю мы придумываем легенду, чтобы он смог объяснить, кто он, зачем едет в Мариуполь, на какие деньги и где купил машину. Здесь важна каждая деталь, потому что из-за малейшего провиса в истории человек рискует потерять не только машину, но и жизнь. Далее следует инструктаж по маршруту.
Еще, продолжает Минин, волонтеры покупают одноразовые станки, зубные щетки, чай, семечки, сигареты, стартовые пакеты для телефонов. Этими вещами очень интересуются солдаты врага, поэтому они могут облегчить проход через блокпост.
На данный момент микроавтобусы в Мариуполь уже не пускают. В то же время, есть другие способы попасть в город, о которых Минин будет говорить после войны.
“С недавнего времени мы начали закупать легковые автомобили. Нам нужны легковушки – чем больше, тем лучше”, – говорит мужчина о нуждах волонтеров. Требований к машинам нет никаких.
Минин подытоживает, что в окруженном Мариуполе “никто не заинтересован в том”, чтобы людей вывозили из города на [подконтрольную] территорию Украины. Договариваться об эвакуации, по его словам, там не с кем:
Более того, они делают все, чтобы она не произошла. Жителям Мариуполя промывают мозги. Проверить информацию они не могут – в городе нет связи. И когда целый месяц тебе под звуки бомбардировок вливают в уши страшные сказки, начинаешь в них верить.