Просят сладкого и курить: Денисова рассказала об общении с российскими военнопленными
Ни один из российских военнопленных, с которыми встречалась Уполномоченная Верховной Рады по правам человека, не жаловался на условия содержания в Украине.
Об этом в интервью LB.ua рассказала Омбудсман Людмила Денисова.
Денисова не назвала точного количества пленных россиян, ссылаясь на то, что эта информация важна для ведения переговоров, однако отметила, что часть из них находится в учреждениях временного содержания, а другая – в учреждениях Вооруженных сил Украины. Омбудсман встречалась с 34 пленными, среди которых 24 рядовых и 10 офицеров, находящихся в Киеве.
Рядовые и офицеры содержатся отдельно, как того требует Женевская конвенция. Большинство военных сдалось в плен самостоятельно.
“Я зашла к ним, представилась. Спросила, как их дела. Они ответили, что очень хочется “сладенького и курить”, все остальное есть. “Сладенькое, — говорю им, — это в Российской Федерации, а курить здесь у нас запрещено”, — рассказывает Уполномоченная.
Денисова сообщила пленным об их правах, спросила, предоставили ли им возможность позвонить по телефону родным и медицинскую помощь.
“Некоторые прооперированы. Один человек без конечности, один – в гипсе. Еще одному нужны ежедневные перевязки и он их получает”, – описывает она состояние российских солдат.
Омбудсман взяла номера телефонов родных у пленных, кто хотел дополнительно что-то передать им.
Денисова говорит, что была поражена внешним видом рядовых солдат: “Они – в резиновых сапогах. Думала, где-то переобулись перед тем, как попасть в плен. Но сказали, что нет, это их форма, “чтобы ноги не промокли”. Остатков их “формы” на них уже не было: они бежали — кто трое суток, кто неделю — чтобы добежать туда, откуда можно вернуться в Российскую Федерацию или Беларусь. И они выходили в наши села, видели украинский флаг и сдавались”.
Омбудсман рассказала, что некоторые пленные рассказывали “страшные вещи” об отношении российских командиров к ним.
Так, например, один сказал, что решил сдаться в плен, когда увидел, как командир застрелил другого солдата, получившего ранение в ногу: “Говорит, что когда попали в засаду, что-то взорвалось, и все разбежались. Собралась вместе только одна танковая часть. Их командир, подполковник, увидел раненого в ногу солдата и застрелил его со словами: “Раненных лошадей пристреливают”. Тогда этот солдат понял, что нужно бежать. И, когда наступила ночь, просто побежал. Это было 25 февраля, а 1 марта зашел в какой-то город, увидел украинский флаг и показался местным жителям”.
Один плененный “майор, командир танкового полка”, получивший ранение, а в плену получивший медицинскую помощь, отказался идти на контакт.
Что касается общения с офицерами, то Денисова рассказала, что один из них “был когда-то участником Чеченской войны, возглавлял службу спецназовцев”, другой говорил, что “с 2013 года не смотрел телевизор”, а в том, что в Украине россиян будут якобы встречать с цветами, его убедило командование.
“Никто из них не сказал, что нуждается в какой-то защите или что на кого-то давили. Но почти все сказали, что не могут вернуться домой из-за преследований на родине. Они понимают, что их будут “догонять”. Один из старших офицеров мне в лицо говорил, что задача у него была за два дня взять Киев. Во время нашей беседы ясно чувствовалось: он бы очень хотел, чтобы на его месте была я и чтобы не я с ним разговаривала, а он меня допрашивал”, – говорит Омбудсман.
Денисова раскрыла и детали плана создания отдельного лагеря для российских военнопленных. По ее словам, работа в этом направлении ведется и среди идей их размещение в одной из ныне неработающих колоний:
“Какую-то можно передать Вооруженным силам Украины, Министерству обороны Украины и там сделать такой лагерь. Это пока еще не до конца запущенный процесс. Как только будет определено место, завершена передача, мы сможем об этом говорить. И я как Омбудсман буду осуществлять парламентский контроль за соблюдением прав военнопленных Российской Федерации. Это тоже мой мандат. На сегодняшний день Женевская конвенция в отношении военнопленных граждан Российской Федерации Украиной выполняется”.
Что касается идеи использовать пленных, в частности, в уборке завалов или восстановлении разрушенных объектов, то Омбудсман напомнила, что пока россияне находятся под следствием, этот вариант нельзя рассматривать: “Следствие устанавливает их вину. Пока не будут предприняты следственные действия, не выйдут на какой-либо этап их осуждения, использовать их невозможно”.
Напомним, что ранее правозащитная организация Human Rights Watch призвала украинские государственные органы прекратить публиковать в социальных сетях и мессенджерах видеоматериалы об удерживаемых российских пленных. По мнению организации, проводя пресс-конференции и распространяя видео с их признаниями, Украина якобы нарушает международное гуманитарное право.
ZMINA подробно объясняла, при каких условиях и в каких случаях подобная публичность не нарушает нормы обращения с военнопленными и какими документами это регламентируется.
Фотография обложки: AFP