Российский Красный Крест укрепляет связи с Кремлем и получает больше международных средств, чем раньше – расследование
В последние годы российский Красный Крест (РКК) усилил взаимодействие с военными и пропагандистскими институтами России, но в то же время получает больше денег от международных гуманитарных организаций.
Об этом говорится в расследовании журналистов международного проекта Follow the Money, немецкого издания Paper Trail Media, австрийского Der Standard, эстонского Delfi, шведского Expressen и российского “Медуза”.
Фото: Российский Красный КрестТак, еще в прошлом году эти медиа выяснили – РКК работает на оккупированных территориях Украины по меньшей мере с 2023 года и получает для этого финансирование от российских властей. В утечках внутренних документов кремля фигурировали свидетельства о том, что люди, называвшиеся сотрудниками РКК, участвовали в издевательствах над военнопленными в колонии Донецкой области.
Новое расследование показывает, что в 2024 году РКК получил 1,266 миллиарда рублей от Международного комитета Красного Креста (МККК) и Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (МФКК). Это вдвое больше, чем в 2022 году, и составляет более четверти годового бюджета организации. Доля средств, которая могла поступить от европейских налогоплательщиков, остается неизвестной. Несколько правительств ЕС заявили, что их взносы не направлялись российской структуре.
Несмотря на создание МФКК надзорного органа для проверки обвинений в нарушении базовых принципов движения, финансирование продолжается. Наблюдательная группа заявила, что не имеет оснований для санкций против РКК, а его руководитель Павел Савчук сохранил место в руководящем совете федерации.
Расследователи также установили, что РКК участвует в проектах милитаристского толка вместе с прокремлевскими организациями. Среди них – “Движение первых”, которое возглавляет наблюдательный совет путина. Региональные центры РКК соорганизовывали соревнования “Зарница 2.0”, где детей обучали основам обращения с оружием и управления дронами. Еще один совместный проект – “Первая помощь” – получил почти 8% всех расходов РКК в 2024 году и проводился как в России, так и на оккупированных территориях.
МФКК называет такую деятельность “практическим нейтралитетом”, утверждая, что эти программы якобы помогают общинам в кризисных ситуациях.
В то же время, на оккупированных территориях появились новые структуры под брендом Красного Креста – “Донецкий”, “Луганский” и “Запорожский” Красный Крест. Сотрудник донецкого отделения сообщил журналистам Delfi, что их работа происходит при полной поддержке РКК. Запорожскую группу официально зарегистрировали в России, а ее учредители имеют российское гражданство.
Несмотря на это, МФКК настаивает, что РКК не работает на оккупированных территориях Украины. Представитель Еврокомиссии также заявляет, что МККК не взаимодействует с российским Красным Крестом в этих регионах.
Напомним, что Международный комитет Красного Креста объявил об уменьшении бюджета на 2026 год на 17% из-за падения донорских взносов. Организация будет работать с бюджетом в 1,8 миллиарда швейцарских франков и будет вынуждена сократить около 2900 должностей из более чем 18 тысяч.
В комитете объяснили, что гуманитарный сектор переживает финансовый кризис, в то время как количество вооруженных конфликтов в мире растет. Там подчеркнули, что потребности людей уже сейчас превышают доступные ресурсы – речь идет о более чем 130 активных конфликтах.
Из-за уменьшения финансирования МККК будет отдавать приоритет работе в критических зонах, в частности в Украине, Судане, Израиле и на оккупированных палестинских территориях, а также в Демократической Республике Конго.