Анастасия. “Людям ни с той, ни с другой стороны война не нужна”
Анастасия знает, что бы там ни произошло, самое важное, что в безопасности дети. Женщина благодарна, что есть крыша над головой. Мечтает о собственном жилье, и точно знает, что стоит жить для радости и счастья.
Мы продолжаем публиковать истории людей, которые из-за конфликта на востоке Украины и аннексии Крыма потеряли свои дома, а также тех, кто в сложное время оказался рядом.
Мы жили в Луганске, в чудесном городе. У нас была двухкомнатная квартира с хорошим ремонтом и #самое моё любимое место – это мой сад, конечно. Там у меня гамак висел, куча цветов, весной прилетал скворец и мы сидели на веранде, пили чай и слушали скворца. Это было если не райское, то очень близкое к тому место.
Когда началась первая волна мобилизация, в нашей школе #забрали каждого четвёртого папу, они до сих пор воюют, кто-то уже не вернется. Говорить, что с Донбасса никто не служит, это в корне неправильно.
Мы выехали потому, что за нашим домом – стена завода, на территории этого завода уже что-то стояло и летало над нашей крышей. Когда #дети стали бояться выходить на улицу, потому что летали самолёты и выли сирены, – мы посмотрели друг на друга и поняли, что надо брать билет и ехать.
Мы приехали сюда [в Хмельницкий] летом в надежде на то, что глядишь – у кого-то здравый смысл всё-таки восторжествует и всё это будет ненадолго. И первые месяц-два мы жили #в надежде на то, что это будет всего-навсего затянувшийся отпуск.
Жильё дали в общежитии. Нам повезло – у нас общежитие с ремонтом. Рядом, я знаю общежитие – я в нём жила 15 лет назад, будучи студенткой на конференции. И ещё тогда оно меня ужаснуло своими кошмарными условиями. И переселенцы живут в таких условиях. Но #то, что твои дети в безопасности – оно перекрывает всё.
Самая основная и тяжёлая проблема, давящая больше всего – #непонимание со стороны тех, кто там остался, особенно сейчас, когда никакой информации извне они не получают, только местную. Даже те люди, с которыми мы общались довольно тесно и близко, звонят и говорят такое, что просто на уши не натянешь. Я понимаю, что они не виноваты в том, что они так думают. Просто они попали в такую среду, где, если человеку сто раз сказать что-то – он в это поверит. И мне обидно, что ничего не делается, чтобы исправить эту ситуацию.
Сейчас #у нас есть такой тёплый, дружественный клуб, который организовывался, сначала, как детский, а потом мы решили сделать его семейным. Дети в школе, пришли, поели, но все заняты своими проблемами, максимум – посмотрели телевизор вместе и всё. А такого общения, совместной какой-то деятельности нет. И поэтому мы перешли в такой формат, и наши родители тоже проводят занятия. Для чего мы живем? Для радости и счастья.
Я раньше #не думала, что это может быть мечтой, – принять ванну. У нас просто душ, я уже восемь месяцев не принимала ванну, это из локальных мечтаний. А из глобальных желаний, общежитие – это хорошо, но хотелось бы свое жилье.
Державные службы не звонят мне. Они поступают хитрее – #дают мой номер телефона, говоря: “Понятно, что у вас проблемы, вам надо то-то и то-то, но мы вам ничем помочь не можем, поэтому вот вам телефон – звоните – этот человек, чем сможет, поможет”. Хотя они даже не спрашивали моего разрешения. Я конечно не против, как могу, помогаю, но дошло уже до этого. Я как лягушка, которую бросили в молоко. Лапки либо к верху, либо взбивай масло. Вот я взбиваю масло.
Разные люди, #разные стереотипы. Есть люди, которые понимают, что мы попали в сложную жизненную ситуацию, и их стереотип, что мы постоянно нуждаемся в помощи, и от этих людей мы собственно помощь и получаем. Есть и второй стереотип, не без помощи СМИ, что “эти люди принесли войну в нашу страну”, и в общем отношение негативное.
Мне рассказывали историю, это было у нас в Луганской области на границе двух блокпостов. Ребята с той и другой стороны, пока не было обстрелов, общались, играли в футбол, как-то друг другу помогали. И когда начались обстрелы, доходило до того что #они друг другу звонили и говорили: “Мы начинаем, кто не спрятался, мы не виноваты”. И они, когда покидали блокпост, ребята со стороны “ЛНР” помогли им выйти, потому что поля были заминированы. Есть такие ситуации, и ребята видят, что все далеко не так однозначно, как говорят в СМИ. Жизнь – она не черная, не белая, а разноцветная, так что не надо судить только по телевизору. Мне кажется, это история о том, что людям ни с той, ни с другой стороны война не нужна.
История Анастасии представлена в рамках выставки “Мое место”, организованной Образовательным центром “Пространство толерантности” и Конгрессом национальных общин при поддержке посольства Королевства Нидерландов. Автора текстов – Кира Крейдерман и Ульяна Устинова. Фото Даны Верстак и из семейного архива.