Стратегию когнитивной деоккупации Крыма нужно утвердить на государственном уровне – Представительство президента в АР Крым
Важно, чтобы Стратегия когнитивной деоккупации Крыма была принята на государственном уровне.
Об этом во время панельной дискуссии “Пути к единству: как война испытывает социальную сплоченность” в рамках XIII Форума развития гражданского общества “[Вы]стоим” заявил руководитель Отдела информационного обеспечения Евгений Бондаренко.
В своей речи он отметил изменение нарративов в контексте российско-украинской войны, в частности на росте внимания к теме Крыма после начала полномасштабного вторжения.
Он напомнил, что одним из направлений работы представительства является реализация Стратегии когнитивной деоккупации Крыма, поэтому важно, чтобы она была принята на государственном уровне.
“В рамках работы Совета по вопросам когнитивной деоккупации провели основательное исследование от Киевского международного института социологии, что позволило оценить отношение украинского общества к пониманию темы оккупированного Крымского полуострова. Руководитель Отдела информационного обеспечения отметил, что только 8% респондентов опроса считают, что украинские СМИ предоставляют достаточно информации о Крыме, тогда как 30% считают ее скорее достаточной. Большинство, однако, испытывает потребность в дополнительной информации о полуострове”, – рассказал Бондаренко.
Он обратил внимание, что анализ ситуации в оккупированном Крыму показывает: за 10 лет временной оккупации полуострова Россия так и не смогла подчинить граждан Украины в Крыму, поэтому ввела политику искусственного изменения демографического состава полуострова, ввозя россиян для ассимиляции украинцев и коренных народов Украины.
Кроме того, он напомнил, что, согласно результатам социологического исследования КМИС, 78% украинцев считают Крым частью Украины и поддерживают его деоккупацию, что свидетельствует об отсутствии значительной поляризации общества. Он подчеркнул, что для объединения необходимо разрушать российские нарративы, заменяя их осознанием, что Крым является неотъемлемой частью Украины.
“Крым – это не отдельная земля, а территориально, исторически и общественно единая с Украиной. Несмотря на разный опыт украинцев в подконтрольных Украине и оккупированных регионах мы должны понимать, что у нас есть общий враг – Россия”, – отметил Евгений Бондаренко.
В завершение форума участники дискуссии отметили, что ощущение поляризации украинского общества преобладает над фактической поляризацией, отметив, что видение раскола создает российская пропаганда и эмоциональные дискуссии украинцев в соцсетях.
Также спикеры акцентировали на важности консолидации различных социальных групп, таких как военные и члены их семей, чтобы предотвратить ощущение одиночества и изолированности, и значимости создания инклюзивного пространства для тех, кто вернется с фронта.
Напомним, Стратегия когнитивной деоккупации Крыма и план мероприятий по реализации стратегии в 2024-2027 годах разрабатываются с 2022 года. Документ наработан на основе интервью, проведенных анонимно с 22 украинскими и крымскотатарскими экспертами из разных профессиональных сфер.
На базе Представительства президента Украины в АРК действует Совет по когнитивной деоккупации Крыма, в состав которого входят представители государственного и общественного сектора, правозащитники, эксперты, ученые, медийщики.
23 октября 2024 года на сайд-ивенте в рамках Третьего Парламентского саммита Крымской платформы председатель правления Крымскотатарского ресурсного центра, член Меджлиса крымскотатарского народа Эскендер Бариев рассказал о модели будущего освобожденного Крыма, которая состоит из следующих составляющих:
І. Позитивная украинизация Крыма
“Жители Крыма должны воспринимать Украину и украинизацию не как попытку ассимиляции или шовинизм, а как совокупность целостности, охватывающей права человека, свободу слова, право на развитие, право на посещение других стран и уважение к украинскому языку как государственному”, – подчеркнул Бариев.
ІІ. Гарантированная защита прав человека в Крыму
“Каждый житель Крыма имеет права, если он не нарушил законодательство Украины и международное право”, – заявил председатель КРЦ.
ІІІ. Реализация коллективных прав коренных народов Украины
“Сейчас происходит процесс имплементации закона Украины о коренных народах, что очень важно. Кроме того, важно закрепить правовой статус Меджлиса крымскотатарского народа как его представительного органа”, – подчеркнул Бариев.
IV. Автономная Республика Крым – это национально-территориальная автономия крымскотатарского народа
“Это форма права на самоопределение и защиту прав представителей крымскотатарского народа и других жителей Крыма”, – отметил Бариев.
V. Крым – это экономически развитый и туристически привлекательный регион Украины
“Развитие Крыма как демилитаризованного, экономически развитого рекреационного региона является очень важным. Мы хотим, чтобы сюда приезжали гости из разных стран, и мы будем им рады”, – добавил Эскендер.