Крымский политзаключенный Риза Омеров пожаловался на ухудшение зрения и авитаминоз – жена
Крымский политзаключенный в так называемой “белогорской группе” крымских мусульман Риза Омеров, приговоренный к 13 годам лишения свободы, рассказал о проблемах со зрением и авитаминозе.
Об этом информирует общественное объединение «Крымская солидарность» со ссылкой на его жену Севилю Омерову, которая приехала к нему на долгосрочное свидание в колонию Цивильская Республики Чувашия (Россия).
По словам Ризы, порой на его глазах образуется пленка и он видит черные точки. Пока крымский татарин не обращался к офтальмологу, но “хочет, чтобы врач его осмотрел”.
Кроме этого, семья Омеровых потратила 54 тысячи российских рублей на оплату лечения у частного стоматолога, который приходит к Ризе в колонию.
Также политзаключенный рассказал о пятнах белого цвета, появившихся у него на теле. Он связывает их появление с авитаминозом, потому что «питание очень слабое».
«В магазине не продаются фрукты. Ему положена посылка в 20 килограммов один раз в три месяца. Для сравнения с собой на эти три дня я привезла 25 килограммов продуктов, и за эти дни ничего не осталось. В магазине он в основном покупает печенье, конфеты, бытовую химию», – отметила Севиля Омерова.
Она добавила, что за пять лет мужчина «сильно изменился», но «не падает духом». Сейчас он работает в швейном цехе.
Это длительное свидание было первым для детей Омеровых, которые увидели отца через пять лет.
«В день расставания все дети проплакали весь день. Риза говорил [с сожалением], что дети растут, но он не может их воспитать, уделить им отцовское воспитание, научить Корану. Он передал джемаату, каждому [представителю народа] селям алейкум и ожидает [скорейшего] возвращения политзаключенных [домой]», – добавила жена.
Как известно, исламскую политическую партию «Хизб ут-Тахрир» Верховный суд РФ признал террористической 14 февраля 2003 года на закрытом судебном заседании. Эта религиозная организация легально действует в Украине, в частности во временно оккупированной Автономной Республике Крым. Россия вопреки международному гуманитарному праву использует в Крыму свое уголовное законодательство.
Правозащитники считают, что решение Верховного суда РФ принято необоснованно, с нарушением гласности и равенства сторон, поскольку в закрытом процессе участвовала только сторона обвинения, а именно ФСБ. Представители организации не имели возможности донести свою позицию к делу.
В то же время на территории большинства стран мира организация действует без ограничений на уровне национальных законодательств. В Украине деятельность партии не запрещена, активисты организации занимались выпуском газеты, могли открыто говорить в СМИ и проводить массовые публичные мероприятия.
В феврале 2014 года Россия развернула противоправную военную операцию по захвату Крымского полуострова.
Фигурантов “белогорской группы” политически мотивированного уголовного дела силовики ФСБ задержали 10 июня 2019 года. 12 января 2020 года Южный окружной военный суд Ростова-на-Дону признал их виновными и приговорил Энвера Омерова к 18 годам, Айдера Джаппарова – к 17 годам, Ризу Омерова – к 13 годам заключения.
10 марта 2022 года апелляционный суд принял решение суда первой инстанции.
25 июня 2024 года Европейский суд по правам человека в своем решении по межгосударственной жалобе «Украина против России» (по Крыму) констатировал в контролируемом Россией Крыму нарушение права на свободу собраний и объединений по ст. 11 Европейской конвенции прав человека.
ЕСПЧ указал в своем решении на аресты и преследования со стороны оккупационных властей:
- политических оппонентов, обвиняемых в экстремизме или терроризме;
- украинцев, участвовавших в Евромайдане;
- крымских активистов;
- крымских татар, связанных с Меджлисом крымскотатарского народа;
- мусульман-практиков, которых обвиняют в принадлежности к запрещенным исламским группам;
- журналистов или лиц, публикующих сообщения в социальных сетях, которые выражают несогласие или критикуют российские власти.
В своем решении суд сослался на доклады международных и неправительственных организаций, содержащие, как отмечают судьи, согласованную информацию о том, что крымские татары стали объектом особых преследований, в частности те, кто имеет связи с Меджлисом.
Также ЕСПЧ отметил, что российские власти стремились подавить политический плюрализм на полуострове, который является неотъемлемой частью «действенной политической демократии», руководствующейся «верховенством права». Обе эти концепции закреплены в преамбуле конвенции.
ЕСПЧ также констатировал, что полномасштабное применение российского законодательства в Крыму является нарушением международного гуманитарного права и статьи 7 Европейской конвенции о правах человека о невозможности наказания без закона. Ведь российское законодательство не может считаться «законом» для мер, принятых в Крыму, в понимании конвенции.
В октябре 2023 года правозащитники обнародовали фамилии 22 представителей оккупационной власти, которые отказывают в лечении крымским политзаключенным. Среди этих фигурантов черного списка есть те, чье бездействие привело к гибели пленников Кремля Джемиля Гафарова и Константина Ширинга. Крымские правозащитники призывают страны вводить жесткие санкции против нарушителей прав человека на временно оккупированных территориях.
В июле 2023 года управляющий партнер Global Rights Compliance LLP Уэйн Джордаш на полях Крымской платформы заявил, что Международный уголовный суд недорабатывает в вопросе расследования международных преступлений в отношении гражданских во временно оккупированном Крыму.