Сексуализированный юмор, гендерные стереотипы и гомофобия: что не так с комедийным сериалом “Зозули”?

Дата: 15 July 2024
A+ A- Подписаться

Этой весной на телеканале ТЕТ состоялась премьера комедийного сериала “Зозули”. В нем говорится о трех сестрах, которых полномасштабная война заставила вернуться в родительский дом в селе Борщи. Сестры Галина, Оксана и Валя имеют разные характеры и жизненные пути, поэтому не общались много лет (почему именно зрители узнают в конце сериала), но теперь они вынуждены жить вместе и находить общий язык.

Галина – успешная дизайнер из столицы, встречается с парнем, который вдвое младше ее, Оксана – сдержанная учительница, а Валя – простая и прямолинейная тренер по боксу, которая стремится стать в ряды ВСУ.

Несмотря на хороший актерский состав, хорошее качество картинки и саундтрек от современных украинских исполнителей, сериал содержит многочисленные шутки, противоречащие правам человека и медийному законодательству. Среди проблем – сексуализированный юмор, навязывание гендерных ролей, мизогиния и осуждение гомосексуальности. Эти элементы не только нарушают этические нормы, но и могут негативно повлиять на зрителей, в частности, на подростков и детей, которые также являются целевой аудиторией таких сериалов.

Мужик ты, или не мужик

Итак, центральными героинями сериала выступают три современных женщины. Учитывая синопсис, может показаться, что сериал пытается следовать актуальным тенденциям кинематографа, когда ключевыми фигурами выступают женщины, и вся история вращается вокруг них, делая их субъектами, которые двигают сюжет. Но уже первые серии вызывают скорее противоположное впечатление. Ведь успешность, самостоятельность и сила женщин показаны карикатурно, а самые пещерные гендерные стереотипы транслируются с показательным рвением.

Конечно, сложно было ожидать от рассчитанной на массового зрителя комедии настоящей фемоптики или вдохновляющих образов вроде героинь “Утреннего шоу” под продюсированием Дженнифер Энистон, но создается впечатление, что сериал является откровенной сатирой на достижения феминизма и другие антидиски.

Так, старшая сестра Галина – якобы успешная дизайнер, которая начала свой путь из маленького украинского села, хорошо зарабатывает, устраивает показы собственных коллекций и популярна в мире моды. Но об этом мы можем догадаться только по короткому анонсу и нескольким секундам в начале первой серии. Ведь дальше в течение 16 серий мы видим женщину, которая злоупотребляет алкоголем, скрывает свое сельское происхождение, регулярно лжет, предает жениха с бойфрендом своей сестры и демонстрирует склонность обходить закон.

На этом фоне ее отношения с 22-летним женихом Тарасом выглядят не как вызов стереотипам (ведь в обществе скорее терпят отношения между старшим мужчиной и младшей женщиной, чем наоборот), а как дополнение к негативному образу развращенной стервы, которая сама не знает, чего хочет .

Ведь, по сюжету, она будто бы выбрала своего парня среди многих других за его добродетели, но, оказавшись в деревне, вдруг решила, что ему не хватает мужества, самостоятельности и мужской грубости.

Чтобы этот сюжет сложился, авторы используют самые примитивные гендерные стереотипы. Тарас показан как робкий, неконфликтный мужчина, который не умеет делать мужскую работу и уделяет внимание уходу за собой, например демонстративно смазывает руки кремом.

Так, когда в доме сестер ломается водонагреватель, Тарас уместно замечает, что нужно вызвать мастера, но буквально каждый персонаж этой серии, начиная с сестер и заканчивая рядовыми жителями села, повторяет, что “каждый мужик должен уметь отремонтировать все, что угодно”. Соответственно, тот, кто не может, – не мужик, или, как возможное, но редкое исключение – “у него руки с задницы”.

Из-за такого несоответствия гендерной роли сестры регулярно травят Тараса. А Галина видит “страшный” сон о своей будущей свадьбе, где регистратор спрашивает: “Соглашаешься ли ты выйти замуж за Тарасика и до конца дней вытирать ему попку?” Тарас, голову которого “прилепили” к телу новорожденного, говорит: “Мамочка, ну скажи: “Да”.

В конце концов, Галина и Валя решают, что надо перевоспитывать или “дрессировать” (это слово героини в разговорах между собой используют много раз) Тарасика, чтобы “в нем муж проснулся”.

Делают они это довольно странным способом. Валя начинает подчеркнуто агрессивно травить Тараса, надеясь вызвать ответную агрессию у него. А Галина за этим с любопытством наблюдает.

Наиболее тревожный вид имеет сцена, когда Валя бьет Тараса, фактически провоцируя, чтобы он ударил ее в ответ.

“Любой мужик мне бы за такое уж утащил!” – говорит она потом сестре и заключает, что Тарас безнадежен в плане достижения мужества, ведь он не стал этого делать.

То есть сегодня, когда мы уже столько лет говорим о предотвращении домашнего насилия, когда государство наконец ратифицировало Стамбульскую конвенцию, когда ежегодно под давлением правозащитного сообщества Украина усиливает ответственность для обидчиков и, несмотря на сложности войны, пытается развивать приюты для пострадавших, снятый при поддержке государства. именно такую ​​модель “настоящего мужества”.

Попутно сериал убеждает зрителей, среди которых немало молодежи, какой бы успешной и самодостаточной ни была женщина, ей непременно нужен рядом брутальный и агрессивный “самец”, который может прибить из-за обиды, нанесенной ему или его партнерше.

Ведь наконец сестрам удается выдавить из Тараса кое-какую агрессию благодаря провокации с участием двух местных бойцов ТрО, которые якобы хотят обидеть Галину. И Галина остается довольна, что жених сумел на этот выпад.

Недоволен, правда, оказывается Тарас, когда узнает, что стал объектом дрессировки. И когда после серии ссор и примирений пара наконец идет в ЗАГС, Тарас прямо обвиняет Галину в том, что она принимает все решения самостоятельно, не давая ему свободы выбора, любит командовать и контролировать. И что именно она не дает ему превратиться из мальчика в настоящего мужчину.

Этому предшествует эпизод, где Тарас встречает второго детства, добровольно присоединившегося к ВСУ, а также рассказал, что двора, где они вместе росли, уже нет – его уничтожили оккупанты. Галина тем временем торопит Тараса и не дает ему договорить со старым другом. В конце концов Тарас сбегает из собственной свадьбы, чтобы вступили в ряды ВСУ, и по дороге записывает Галине видеосообщение, в котором отмечает, что это его первый сознательный выбор.

В сухом остатке видим Галю на лавочке с бутылкой шампанского.

На этом моменте приверженцы традиционных ценностей, которые обычно по совместительству являются противниками продвижения феминизма, могут удовлетворенно заметить: смотрите, к чему привели ваши права, лишили мужчин мужества, зажали, поэтому теперь бодрствуйте.

Кроме того, такой “демонизирующий” образ взрослой женщины, которая встречается с младшим парнем и всячески обесценивает его, навязывает негативный стереотип в отношениях с большой разницей в возрасте и формирует негативное отношение к главной героини в целом.

А Тарас выходит из второстепенной роли и превращается в протагониста этой сюжетной линии. То есть снова – мужчина молодец.

“Вы что, из этих?”

Еще одной проблемой является шутка о гомосексуальности. В общем, украинские юмористические шоу сплошь и рядом злоупотребляют так называемым “туалетным юмором”. Не стал исключением и сериал “Зозули”, который наравне с шутками о поносе, неуместной эрекции и фекалии пронизывают шутки о гомосексуальных отношениях.

Ярким примером этого является эпизод, в котором Валя пытается подружиться с бойцами местной территориальной обороны, которые почему-то отказываются принять ее в свои ряды. Сначала она собиралась угостить бойцов борщом, но планы изменились, поэтому решила зайти с другой стороны – подружиться с их женами.

Валя идет с вазонами цветов домой к жене терробороновца Валерию Диане. Но застает ее в неловкой ситуации: женщина целуется с собратьем своего мужа Игорем. По иронии судьбы (и предполагаемому сценарию) в этот момент туда же приходит еще один собрат – Константин. Игорь прячется в амбаре, а женщины вместе прикрываются одеялом с рисунком в виде звезд, напоминающим фон флага Евросоюза.

Костя, зайдя в комнату, спрашивает: Что это за Содомия? Я понимаю, мы в Европу идем, но наши люди этого не поймут”. После этого он запрещает Вале и Диане подходить к его жене.

Логику введения этой сцены понять очень трудно, ведь Игоря все равно спрятали в амбаре, а не под одеялом, и женщины могли просто имитировать разговор о горшках. Но, пожалуй, сценаристам очень хотелось в очередной раз пошутить о “гейской Европе”.

Впоследствии Валя решает подружиться с женой самого Кости Марией… И застает ее во время интимных объятий с Игорем. В то же время Костя приходит домой, и чтобы спасти ситуацию, Валя приказывает Марии прятаться под стол, сама начинает целоваться с Игорем и говорит, что у них – “типа любовь”.

Костя отводит ее в сторону и спрашивает: “Скажи честно, ты как – с женщинами или мужчинами?” Валя отвечает, что пока сама не определилась, поэтому “ищет себя”.

Показательно, что во втором случае Костя ставится гораздо более толерантно и позволяет парочке использовать для своих развлечений его жилье.

В то же время следует отметить, что в сериале был и момент осуждения гомофобии. Однажды Оксана, которая уже работала учительницей в Борщах, перебрала с алкоголем прямо перед тем, как давать интервью местному каналу. Несмотря на ее состояние, оператор все же снял несколько кадров. Позже он прислал это видео Оксане, чтобы она могла посмотреть на себя со стороны. Однако Оксана восприняла этот жест совсем иначе – она была уверена, что ее шантажируют.

Не теряя времени, Оксана договорилась о встрече с оператором, полная решимости выяснить его намерения. Как только они встретились, Оксана сразу перешла к делу: Что вы хотите за то, чтобы удалить это видео? Вы что, хотите со мной переспать?

Оператор Антон, удивленный прямотой, сразу ответил, что это его не интересует. Тогда Оксана, возмущенно показывая пальцами кавычки, спросила: “Так вы что, из этих?”

Муж улыбнулся и переспросил, против ли она. Оксана, немного расслабившись, ответила: “Ну это хорошо, что это с вами что-то не так, а не со мной”.

Такая позиция очевидно оскорбила Антона, и он решил проучить Оксану. “Так это со мной что-то не так ли? А что это с вами был за красавчиком? Я, когда его увидел, сразу понял, что он из этих. Он неотразим. Или он не гей? – спросил мужчина, намекая на Андрея – отца одной из учениц Оксаны, с которым Оксана начала встречаться в Борщах.

На что Оксана соврала, что Андрей – гей, и, беспокоясь о том, чтобы провокационное видео не появилось в сети, уговорила своего партнера пойти на “свидание” с оператором. Те быстро нашли общий язык на почве виски и футбола и подружились. Когда их встретила Оксана, оператор обратился к Андрею: “Мэн, ты реально нормальный мужик, но твоя девушка – гомофобка”.

Однако то, что Оксана оказалась гомофобкой, тоже является тревожным моментом. Ведь на протяжении сериала ее позиционируют как достаточно положительную и правильную персонажку – честная, бесполезная, борется с коррупцией, самоотверженно учит детей в неприспособленных условиях, осуждает ложь и любые компромиссы с моралью. Фактически – образец для подражания… И здесь – гомофобия. Хотя именно это очень хорошо вписывается в концепцию “традиционных ценностей”. А еще она учительница, ранее работавшая в престижной столичной школе. Вопрос того, продвигает ли она гомофобные нарративы в школе, в сериале не раскрывается.

“Показывайте ваши яйца”

Образ Вали прямо противоположен образу Тарасика. Она – воплощение маскулинности, и это проявляется во всем – в ее внешнем виде и поведении, в интересах и целях. Поскольку Валя много лет занимается спортом, у нее накачанное тело (ее пресс можно увидеть в каждой серии, потому что по дому девушка обычно ходит в спортивном топе). Однако в целом ее показывают как слишком мужественную или даже пацанку – походку и даже позы, в которых она сидит, изображаются как стереотипно мужские, о чем не раз говорят сестры Валентины, называя ее мужиком.

А Тарас, когда Валя оказывается вместе с ним в ванной комнате, говорит, что его ничего не смущает, ведь она практически мужик.

Более того, когда Тарасик получает повестку, Валя идет в военкомат за него, притворяясь парнем. Она без проблем проходит всех врачей, и все они отмечают, что “Тарас” здоров и готов к службе. О том, что вместо Тараса пришла какая-нибудь девушка, догадывается только уролог, который просит Валю снять брюки и белье. Когда та отказывается – он говорит, что может ей “помочь” и тянется к девушке. Но отражается, за что попадает в полицию.

Гипертрофированный маскулинный образ Вали ярко дополняет эпизод во время ее службы в рядах терробороны. Она дежурит по ночам, пытается внедрить одинаковые для всех правила проезда на блокпостах и ​​т.д.

На блокпосте она останавливает для проверки документов большой грузовой автомобиль, водитель которого сказал, что везет продукты – яйца. “Показывайте ваши яйца”, – говорит Валя, требуя проверки всего груза. Фразу о “яйцах” в разных интерпретациях она повторяет несколько раз за короткий промежуток времени.

Этот эпизод вместе с общим образом Вали четко отсылает нас к словосочетанию “баба с яйцами”. Его часто используют как в положительном смысле – сильная, смелая волевая женщина, так и в отрицательном – в отношении женщины, имеющей маскулинную внешность и грубоватые манеры.

Но это выражение вообще неуместно, ведь, говоря, что “женщина, как мужчина” в контексте добродетелей, мы признаем естественное превосходство мужского пола, и таким образом нивелируются заслуги женщины.

В случае Вали практически никто из окружающих не видит в ней женщину. Даже максимально положительному по сценарию Богдану (давнему другу Валентины, долгое время безнадежно влюбленному в Оксану) потребовалось достаточно много времени на то, чтобы признаться Вали после того, как она от него забеременела. Да и к этому его подвигло ее намерение сделать аборт.

И другие сексуализированные шутки

Предсказуемыми, но крайне нецелесообразными были и шутки об инцесте. Одна из соседок подумала, что Тарас – это сын Галины, а когда увидела, как они целуются во дворе и держатся за руки – рассказала половине села. Когда Галина узнала о том, что соседка плохо о ней подумала, пыталась объяснить ей ситуацию и даже помогла в домашних делах, чтобы никому не рассказывала о своих размышлениях. Впрочем, это не помогло, на воротах сестер уже заглавными буквами написали слово “извращенцы”.

Кроме того, на протяжении всего сериала многократно упоминается состоявшаяся много лет назад ссора Оксаны и Галины, и из-за которой сестры так долго не общались. Историю случившегося зрители узнают в предпоследней серии. Тарас находит видеокамеру, на которую мама женщин снимала выпускной Оксаны. Выпускнице очень нравился ее учитель физического воспитания, и она решила признаться в этом во время торжественного мероприятия. Педагог таких признаний не оценил.

На выпускной пришли и сестры Оксаны. Галина, которая ссорилась со своим тогдашним парнем по телефону, не услышала признания сестры, и в тот же вечер переспала с физруком. Именно в это время Оксана их вскочила.

Показательно, что за много лет история повторилась снова – однажды, обидевшись на Тараса и выпив бутылку вина, Галина переспала с Андреем, с которым на тот момент была в ссоре Оксана. Вся правда раскрывается в день свадьбы, когда Тарасик записывает видео, где говорит, что все знает. Тогда об этом инциденте узнают и все остальные, что приводит к новой большой ссоре. На этом сериал завершается.

В чем проблема?

Культурологиня и коммуникационница Экспертного ресурса Гендер в деталях Алена Грузина говорит, что использование клишированных стереотипных образов, в частности в лентах, где события разворачиваются в селе, является довольно распространенным явлением.

“Это достаточно типичные распространенные модели, которые мы можем наблюдать в собственной жизни, а также в различных продуктах – не только создаваемых сейчас, но и тех, которые были созданы значительно раньше. То есть у нас есть определенная закрепленная модель, которая используется из года в год, потому что она привычна и проста для нас”, – объясняет эксперт.

Она также обращает внимание, что не весь культурный продукт рассчитан на современного человека. Значительная часть фильмов и сериалов и сегодня построена на шутках и разговорах, которые были актуальны 10 или 15 лет назад.

Алёна Грузина

«Например, если сейчас мы говорим о том, что гомофобия и сексизм недопустимы, мы не считаем, что для многих людей они на самом деле допустимы. Несмотря на культурные изменения, несмотря на то, что у нас есть определенные изменения в сознании, изменения в обществе и т.д., у нас все еще есть этот массовый зритель, для которого все это интересно. И пока есть массовый зритель, будет такой продукт. Другой вопрос, что этот продукт также потребляет не только сформированный массовый зритель, то есть взрослые люди, но и подростки, дети и т.д.”, – подчеркнула Алена.

По ее словам, подростки, несмотря на все особенности и преимущества своего возраста и характера, из-за отсутствия определенного опыта не всегда способны критически проанализировать такие сериалы. Поэтому “Зозули” и подобные ленты могут сформировать у молодых негативные стереотипы, в частности, относительно личных отношений и гендерных ролей.

Поскольку в сериале очень карикатурно изображаются отношения женщины и мужчины, у которых есть разница в возрасте, у молодых людей может сформироваться негативное восприятие этого, мол, это что-то нездоровое. Вместе с тем в массовой культуре существует стереотип, что неправильны именно отношения, в которых женщины старше мужчин – часто это воспринимают, будто мужчина “нашел вторую маму”. В то время как отношения, в которых, напротив, старший мужчина, – по-доброму высмеиваются, мол, “молодец, нашел девушку помоложе”.

Кроме того, по мнению Грузиной, сценаристы пытались из-за высмеивания Тараса обыграть актуальную тему того, что роль каждого мужчины сейчас состоит в том, чтобы защищать Украину, поэтому все они должны быть мужественны и смелы. Парня в сериале изображают как очень опрятного, тем самым стигматизируя базовую заботу о себе, уход за собой, проявление эмоций и т.д.

Однако наблюдаются и определенные проявления мизогинии в отношении Галины, поскольку происходит формирование архетипа стервы, которая может менять отношения с сестрой и женихом на случайный секс с Андреем. Этот образ – так или иначе – также может отозваться зрителям, поэтому его так охотно используют. Какого-либо осуждения самого Андрея, предавшего своей девушке, в сериале не наблюдается. Таким образом, вся ответственность (на самом деле в этом случае на них обоих) переводится сугубо на Галину.

Учитывая эти критические моменты, встречающиеся в сериале, Алена советует не умалчивать о неуместности таких продуктов. В частности, следует обращаться в Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания, а также Комиссии по журналистской этике, сообщать медиа, которые занимаются анализом таких фильмов и сериалов – Гендер в деталях, ZMINA, Уважение и т.д. А еще – писать сообщения в соцсетях, подчеркивая, в чем именно жаль таких фильмов и сериалов, и почему они – точно не тот продукт, который стоит смотреть в развлекательных целях.

Поделиться:
Если вы нашли ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter