Правозащитник рассказал о недостатках украинской декомунизации
В принятом “законе о декомунизации” есть ряд недостатков, и будут ли проблемы с его имплементацией – покажет время.
Об этом написал правозащитник Борис Захаров на официальном сайте Харьковской правозащитной группы.
Захаров отметил, что для проведения декомунизации необходимо внести изменения в Конституцию Украины (в соответствии с ч. 2 ст. 7. Европейской конвенции), которые сделают возможной обратную силу закона в случае совершения преступлений, в соответствии с общими принципами права, которые признаны цивилизованными странами.
Следующим этапом должен стать судебный процесс над преступлениями коммунистического режима с вынесением решения, которое войдет в анналы истории.
Необходимо также принятие запретительных законов, но прописанных мягче и конкретнее, чем тот, который принят.
“А то по нашему закону после запрещения пятиконечной звезды под запрет попадет даже вьетнамский бальзам “Звездочка“, – отмечает Захаров.
При этом, по его мнению, этот пункт все же “вызывает сомнения с точки зрения свободы слова как абсолютной предправовой категории“.
Также правозащитник подчеркивает, что переименовывать улицы и сносить памятники коммунистическим идолам необходимо, так как символы формируют сознание. А памятники, таблички и указатели можно хранить в музеях тоталитаризма, под которые выделить территории парков на окраинах городов.
По мнению Бориса Захарова, этот закон вызовет недовольство у просоветской части населения, в то же время, такие законы – норма для европейского континентального права. В Польше, например, это закреплено в статье 13 Конституции: “Запрещается существование политических партий и иных организаций, обращающихся в своих программах к тоталитарным методам и практике деятельности нацизма, фашизма и коммунизма“.
Напомним, 9 апреля 254 народных депутата проголосовали за законопроект, в соответствии с которым Верховная Рада осудила коммунистический и национал-социалистический (нацистский) тоталитарные режимы в Украине как преступные, запретила публичное отрицание преступного характера этих тоталитарных режимов, публичное использование и пропаганды их символики.