Ратификация Римского устава поможет восстановить территориальную целостность
Депутаты Европарламента призвали Украину как можно быстрее выполнить свое международное обязательство – ратифицировать Римский устав Международного уголовного суда, чтобы предупредить международные преступления в Украине.
Как передает корреспондент Центра информации по правам человека, депутат от Швеции Маргарета Седерфельд убеждена, что ратификация Римского устава поможет восстановить территориальную целостность Украины: “МУС является инструментом, который может усилить Украину таким образом, чтобы она получила обратно полный суверенитет своих территорий. Юрисдикция Суда проспективна, а не ретроспективна. Это очень важно, почему необходимо ратифицировать Римский устав. Не нужно ждать. Проблема может существовать и дальше. Если будет ратификация, легче будет предупреждать дальнейшие агрессивные действия против Украины“.
“МУС является очень хорошим инструментом для предупреждения любых ужасов войны, таких, как, например, сексуальное насилие, которое чаще всего осуществляется против женщин и детей. Поэтому очень важно иметь инструмент, чтобы предупреждать это. Это не просто обязательство, а наша ответственность. Мы как парламентарии должны обеспечить безопасность жизни женщин и детей“, – говорит депутат, докладчик Генерального Комитета ПА ОБСЕ по вопросам политических отношений и безопасности Маргарета Седерфельд.
Как известно, президент Украины Петр Порошенко вместе с главой парламентского комитета по вопросам правовой политики и правосудия Русланом Князевичем тормозит процесс ратификации Украиной Римского устава.
Внефракционный народный депутат Виталий Куприй вспоминает, как на него оказывалось сильнейшее давление, когда тот собирал необходимые 150 подписей депутатов за законопроект, который вносил поправку в 124-ю статью Конституции Украины.
“Когда сбор уже доходил до необходимых 150 подписей, я почувствовал агрессивное сопротивление со стороны, как это ни парадоксально, фракции, в которую я входил, – “Блок Петра Порошенко”. Меня останавливал Арьев (Владимир Арьев – народный депутат VIII созыва – ред.), который возглавляет представительство Украины в ПАСЕ. Лично разговаривал с Русланом Князевичем, который возглавляет профильный комитет по вопросам правосудия. Юрий Луценко после того, как я зарегистрировал этот законопроект 16 января на фракции, начал высказывать мне выговоры, что я не согласовал этот вопрос с президентом, указывал мне на дверь и делал все, чтобы я вышел из фракции БПП“, – рассказывает Виталий Куприй.
Судья международного трибунала по Югославии Владимир Василенко говорит, что Украина до сих пор не прислала в Гаагу вторую декларацию Верховной Рады, в которой парламент попросил суд начать расследование оккупации Россией Крыма и востока Украины.
“Глава МИД собрал все необходимые документы для того, чтобы подать в Международный уголовный суд. Пакет документов был направлен в Администрацию президента. Они до сих пор там находятся. А президент не хочет отвечать, не хочет давать указания МИД подавать в Международный суд справедливости. Сооответственно, ничего не делает ни прокуратура, ни СБУ по сбору материалов, касающихся этого представления. Позорная ситуация!“, – воворит Владимир Василенко, замечая, что ему стыдно за то, что Украина до сих пор не ратифицировала Римский устав.
Он раскритиковал украинских политиков, которые не понимают сути Международного уголовного суда, вряд ли читали Римский устав и продуцируют абсурдные аргументы, лишь бы не ратифицировать устав.
“Они никогда не читали этот устав. Они не знают правил. У них отсутствует элементарная политическая культура. Они стоят на совершенно дикой позиции, основанной на том, что, мол, ратификация Римского устава повредит национальным интересам Украины, в том смысле, что это создаст основания для привлечения к ответственности украинских военнослужащих в период конфликта, поскольку следственный комитет Российской Федерации возбудил много уголовных дел против украинцев и передаст их на рассмотрение МУС. Ну это просто дикость!“, – возмущается Владимир Василенко.
Депутат Европарламента из Португалии Ана Гомес удивлена такими аргументами окружения украинского президента и называет их такими, которые “не заслуживают внимания“. Она убеждена, что Украина будет иметь гораздо больше оснований, чтобы начать дела против России.
“Я не считаю, что это разумная аргументация, которая заслуживает того, чтобы принимать его во внимание. Поэтому в Брюсселе я должна сказать своим коллегам о позиции господина Порошенко. Ведь мы же ожидаем от Украины, что она будет придерживаться своих обязательств. А она их не выполняет“, – отметила член Европарламента.
Депутат Виталий Куприй видит выход из ситуации, если ЕС введет механизм, похожий на “список Фюле” во время правления Януковича, когда европейские страны помогали Украине в том случае, когда она выполняла свое “домашнее задание”.
Как известно, ратифицировав Соглашение об ассоциации с ЕС, Украина взяла на себя обязательство ратифицировать Римский устав.
“Стороны сотрудничают с целью укрепления мира и международного правосудия путем ратификации и имплементации Римского устава Международного уголовного суда (МУС) 1998 года и связанных с ним документов“, – говорится в восьмой статье Соглашения.
Обязательство присоединиться к МУС прописано также в коалиционном соглашении пяти фракций, насчитывающих в общей сложности более 400 депутатов.
Заместитель главы Конституционной комиссии Виктор Мусияка опасается, что авторы изменений в Конституцию могут забыть о необходимом изменении в 124 ст. Конституции, которую нужно изменить для ратификации устава.
“Вот вчера было заседание рабочей группы по децентрализации. И я так понял, что основное направление подготовки изменений в Конституцию – это децентрализация. И обсуждаются все те изменения в различные разделы Конституции, которые связаны именно с децентрализацией: полномочия президента, Кабмина и т. д. Но как-то вообще за границами остаются вопросы, связанные с изменениями в раздел “Правосудие”. И поэтому я думаю, если даже возникнет такая ситуация, будут делать упор только на децентрализацию, а все остальное – потом. Я думаю, надо также депутатов подключать к точечным изменениям“, – говорит политик.
Эксперты предлагают уже сейчас готовиться к полноценному функционированию международного права в Украине.
“Можно уже сегодня, до ратификации, принимать меры, направленные на имплементацию Римского устава. Это позволяет и Конституция, и закон Украины. Учитывая состояние системы правосудия в Украине, на мой взгляд, было бы целесообразно создать в Верховном суде Украины отдельную судебную палату по делам о преступлениях геноцида, преступления против человечности, военным преступлениям и преступлениям агрессии. Палата должна осуществлять производство по соответствующим делам. То есть, опять-таки, в первую очередь в силу принципа субсидиарности на государство ложится первичная ответственность за наказание лиц, совершающих международные преступления. И поэтому такой шаг был бы вполне логичным“, – убежден Владимир Василенко.
Он также предлагает внести дополнения в раздел 9 Уголовно-процессуального кодекса, который определяет особенности уголовного производства по делам о международных преступлениях, а также необходимые дополнения в Уголовный кодекс Украины, чтобы привести его в соответствие с требованиями Римского устава.
С Владимиром Василенко соглашается также и специалист по международному праву Николай Гнатовский: “Нет никаких оправданий, почему до сих пор Уголовный Кодекс Украины содержит абсолютно устаревшую неадекватную 20-ю главу, которая посвящена международным преступлениям, которая скопирована с российского уголовного кодекса, принятого еще в 90-х годах. У нас до сих пор нет статьи о преступлениях против человечности в Уголовном кодексе Украины. Статья о военных преступлениях в УКУ, а именно нарушение законов и обычаев войны, является очень общей. Она не содержит конкретных составов международных преступлений и требует от судьи, который будет пытаться ее применять, огромных глубоких знаний международного гуманитарного права. Такими знаниями украинские судьи не обладают в принципе“.
Логика проста: чем больше Украина затягивает с ратификацией Римского устава, тем более уязвимой она становится, убежден Григорий Немыря, глава парламентского комитета по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений.
“Ратификация Римского устава – это вопрос судопроизводства. Если откладывать судопроизводство, то его и нет. Чем больше мы откладываем этот вопрос, тем больше возможностей мы будем терять“, – констатирует Григорий Немыря.