“На восьмой день я в петлю уже лезть хотел”: боец ТрО из Изюма рассказал о пытках в российском плену

Дата: 14 March 2023
A+ A- Подписаться

Михаил Шевченко из города Изюм в Харьковской области попал в плен к россиянам за то, что вступил в ряды территориальной обороны (ТрО) после полномасштабного вторжения РФ в Украину. Он пробыл в плену две недели, за которые потерял 20 кг веса. Вышел из камеры пыток с пробитой грудной клеткой, сломанными ребрами и коленом.

Историю своего пребывания в плену Михаил рассказал в фильме Ukraїner.

Михаил “Медведь” Шевченко. Фото: Ukraїner

До войны теробороновец Михаил Шевченко с позывным “Медведь” работал полицейским. В камеру пыток, обустроенную в гараже железнодорожной больницы Изюма, его привезли в багажнике машины с мешком на голове. Россиянам Михаила “сдал” коллега, который пошел на сотрудничество с оккупантами, а затем устроился в так называемую “народную милицию”.

Как вспоминает Михаил, он пошел в ТрО вместе с другим коллегой Яковом Паламарчуком. Они попали в плен в первые дни после полной оккупации города российской армией. В плену Якову перебили барабанную перепонку и сломали руки. Подвергали постоянным пыткам в плену и самого Михаила.

“Провел две недели в плену – ток, сломанные ребра, пробитая грудная клетка, сломанное колено. В общем, развлекались со мной интенсивно. Здесь держали пленных бойцов ТрО, полицейских, бывших атошников и всех, кто по доносам сюда попадал”, – рассказал Михаил Шевченко, когда проводил журналисту экскурсию по местам своего содержания.

В камеры пыток в железнодорожной больнице большинство людей попадали по доносам. Коллаборанты в местных властях и полиции “помогли” россиянам со списками потенциально опасных людей, которые могут сотрудничать с украинской армией.

“Когда они (российские военные – Ред.) “понажираются” (напьются алкоголя – Ред.), то балаклавы надевают и влетают к нам. Ставили всех у стены и начинали бить. Кто упал – того вытаскивали на пытки. Кто выстоял – был шанс, что сегодня не будут трогать. И это было каждый день. На восьмой день я в петлю уже хотел лезть, я не выдерживал всего этого”, – вспоминает Михаил.

Пленных держали в гараже больницы. Всего в одном помещении находилось 16 человек. На всех давали 5-6 л воды в день. Кормили раз в день, но бывали случаи, когда покормить “забывали”. Просить дополнительной пищи или воды было бесполезно, потому что на все просьбы надзиратели отвечали избиениями. За 14 дней плена Михаил потерял 20 кг веса.

Спать приходилось на полу. Кто был теплее одет, то его вещи “ходили” между другими заключенными, чтобы не замерзнуть. Туалетом служило ведро в углу.

“Здесь находиться было невозможно – крики на улицу слышно. Когда напряжение повышали, ты не можешь физически молчать. Если побои как-то можно было стерпеть, то когда пытали током, сами визжали как девушки. Для того чтобы оно тише было, надевали противогаз, зажимали его, чтобы доступа воздуха не было. Тогда в противогазе крик не так слышно”, – вспоминает Михаил.

Михаил Шевченко вспомнил способ пыток, когда его подвесили к грифу в дверном проеме. Между руками провели гриф, заставили сесть на него, надели противогаз и так держали во взвешенном состоянии: “Они это называли “попугайчик”. Потом так били током, что тебя крутило на этом грифе от напряжения”.

Также его пристегивали наручниками к батарее и подавали напряжение. Когда он бессильно падал на пол, то россияне в резиновых сапогах становились на руки и ноги и подключали к конечностям ток. Как вспоминает Михаил, хуже всего было, когда на гениталии и на уши прикрепляли клеммы.

Вместе с ним в плену удерживали мужчину Евгения, который сутки провисел в подвешенном положении в наручниках. Руки были фиолетового цвета, у него начался сепсис, заражение. В итоге у Евгения отнялись руки.

Женщин держали в другом гараже напротив того, где держали мужчин. По словам Михаила, постоянно в женском боксе находились 2-3 женщины. Он предполагает, что пленных женщин могли насиловать. Избиения, по его мнению, были точно, потому что крики женщин были слышны громче, чем мужчин.

“Когда они “понажираются”, ходили по вечерам с ними (пленными женщинами – Ред.) развлекались, если молодые случались. Через щель в воротах видели”, – говорит Михаил Шевченко.

Он добавляет, что слышал, как телохранители договаривались не кормить женщину, которая отказывалась от орального секса с ними.

По его словам, один из заключенных сошел с ума: ночью начал с разбега биться головой о дверь и кричать, чтобы его отпустили. После таких случаев охранники били всех пленных в гараже. Поэтому четыре ночи приходилось дежурить по трое, чтобы держать сокамерника за руки и закрывать рот.

Пленных, которые были в особо плохом состоянии, абсолютно переломаны, россияне вывозили в неизвестном направлении, и живыми их уже не видели.

Также ему известно о случае, когда пленный совершил суицид после того, как его отпустили:

“Один повесился дома, его отпустили поломанным и сказали: “Завтра за тобой вернемся. Он не выдержал и повесился на ветке у себя”.

Михаил понимал, что нужно менять тактику своего поведения во время допросов, потому согласился на сотрудничество с россиянами. Его отпустили на три дня, но за это время он успел через Россию уехать в одну из стран Балтии.

Читайте также: “Не думал, что будут бить. Я же ничего не сделал”: жителя Песок-Радьковских забрали в камеру пыток после клеветы соседей, которые хотели его участок

Как сообщала ZMINA, прокуратура обнаружила 54 камеры пыток и зафиксировала более 5 тысяч случаев пыток на деоккупированных территориях.

Также стало известно, что в 2022 году в результате полномасштабного вторжения РФ в Украину погибли 16 502 человека. Национальная полиция обнаружила 21 массовое захоронение на деоккупированных территориях, из которых эксгумировано 1033 тела гражданских и военных.

Центр прав человека ZMINA вместе с украинскими и международными партнерами документирует случаи пыток, совершенных во время российской вооруженной агрессии против Украины.

Если вы стали потерпевшим или свидетелем пыток, оставьте информацию о себе в форме или напишите на электронный адрес oh@humanrights.org.ua. Наш представитель свяжется с вами.

Полученная информация с согласия заявителя будет использована для обращений в национальные и международные следственные органы, в частности в Комитет ООН против пыток, Независимую международную комиссию ООН по расследованиям событий в Украине, Международный уголовный суд и т.д. для расследования совершенных военных преступлений в Украине.

Поделиться:
Если вы нашли ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter