“Голос Украины” опубликовал закон о Высшем совете правосудия
“Голос Украины” опубликовал закон о Высшем совете правосудия (ВСП). Он будет действовать с 5 января.
ВСП создается из-за реорганизации Высшего совета юстиции, пишут Украинские новости.
Высший совет правосудия имеет полномочия увольнять судей, вносить президенту представление об их назначении, принимать решения по нарушениям судьей или прокурором требований о несовместимости, привлекать их к дисциплинарной ответственности.
Также ВСП имеет полномочия лишать неприкосновенности судей, подозреваемых в уголовных преступлениях.
Кроме того, совет будет решать вопрос перевода судей, их командировок, а также утверждать их количество в судах.
Кроме того, Высший совет правосудия сможет назначать и увольнять председателя Государственной судебной администрации и его заместителей, руководителей Службы судебной охраны.
Высший совет правосудия состоит из 21 члена, из которых 10 выбирает съезд судей, по 2 назначает президент, Рада, съезд адвокатов, всеукраинская конференция прокуроров и съезд представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений.
Председатель Верховного Суда входит в состав ВСП по должности.
Решения совета могут быть обжалованы только в Верховном Суде.
21 декабря 2016 года парламент проголосовал за создание Высшего совета правосудия, а 3 января президент Петр Порошенко подписал этот закон.
Впрочем общественная организация “Реанимационный пакет реформ” 29 декабря заявляла, что во время голосования в закон включили положения, которые не рассматривались в первом чтении и не касаются предмета регулирования закона.
В РПР обеспокоены, что на основании переходных положений Закона “О Высшем совете правосудия” должны быть созданы следственные подразделения в уголовно-исполнительной службе. Это означает, что в гражданском Министерстве юстиции (Государственная пенитенциарная служба сейчас в стадии ликвидации, а ее полномочия переданы Минюсту) появятся следственные подразделения в дополнение к еще действующим милитаризированным оперативным подразделениям, подразделениям охраны, а также подразделению специального назначения.
По убеждению РПР, этот шаг законодателя, в частности, приведет к длительному правовому коллапсу в расследовании преступлений в местах несвободы, поскольку с момента вступления в силу Закона некому будет расследовать преступления, совершенные в пенитенциарных учреждениях, ведь полноценные следственные подразделения Минюста еще долго не будут созданы.
В комментарии Центру информации о правах человека руководитель Экспертного центра по правам человека Юрий Белоусов возложил ответственность за эту норму лично на министра юстиции Украины Павла Петренко.
По мнению правозащитника, если следственные органы будут расследовать преступления, то будет возникать вопрос об объективности.
“Преступления должны расследовать правоохранительные органы, которые не причастны к пенитенциарной системе. Не будет выходить наружу информация о преступлениях, которые там совершаются”, – прогнозирует Юрий Белоусов.