Не все судьи знают, как наказывать за домашнее насилие
В 2016 году украинские суды почти в 900 случаях назначили за насилие в семье наказания, которые уже не должны применяться в этих случаях.
Такие результаты мониторинга, осуществленного Уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека в рамках контроля за соблюдением прав женщин и мужчин на защиту от насилия в семье, сообщает пресс-служба Уполномоченного.
“Установлено, что в 2016 году к 857 лицам судами было применено взыскание в виде штрафа и к 23 лицам применено взыскание в виде исправительных работ. И это несмотря на то, что 5 марта 2015 года вступил в силу Закон Украины “О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях относительно урегулирования вопроса ответственности за совершение насилия в семье”, согласно которому из статьи 173(2) Кодекса Украины об административных правонарушениях исключены такие виды административных взысканий, как штраф и исправительные работы”, – говорится в сообщении омбудсмана.
Как отметили в пресс-службе, омбудсман Валерия Лутковская обратилась к председателю Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел с письмом, в котором отметила низкую осведомленность судей местных судов относительно последних изменений, внесенных в законодательство Украины, которые регулируют вопрос привлечения к административной ответственности лиц за совершение насилия в семье.
Председатель Высшего спецсуда в свою очередь сообщил, что выводы Уполномоченного доведены до сведения судей апелляционных и местных судов с указанием на недопустимость применения норм КУоАП, которые утратили силу.
В то же время главный редактор сайта Центра информации о правах человека Ирина Выртосу, которая является сокоординатором кампании “Насилие: Молчать нельзя говорить”, рассказала, какие именно меры реагирования должны применяться за насилие в семье.
“Сегодня домашнее насилие наказывают только административной ответственностью. В лучшем случае – защитное предписание или обидчика обязывают пройти коррекционные программы”, – говорит Ирина Выртосу.
По ее словам, в рамках закона Украины “О предупреждении насилия в семье” действует, в частности, официальное предупреждение о недопустимости совершения насилия в семье или защитное предписание (если в действиях обидчика не квалифицированы признаки преступления). В случае совершения лицом насилия в семье – лицо в обязательном порядке направляют в кризисный центр для прохождения коррекционной программы.
Ирина Выртосу отметила, что с таким защитным предписанием обидчику может быть запрещено также оказывать определенные действия в отношении потерпевшей, например, получать информацию о ее местонахождении; разыскивать ее, если она по собственному желанию находится в месте, неизвестному обидчику; посещать потерпевшую, если она временно находится не по месту совместного проживания; вести телефонные переговоры с потерпевшей и тому подобное.
“Впрочем, как показывает недавний опрос правозащитного центра “Ла Страда”, меры, предусмотренные нынешним законодательством о насилии в семье, никак не защищают потерпевшую от насилия. Обидчик не чувствует наказания, часто – не является на судебные заседания, а в обществе домашнее насилие – не считается преступлением. Именно поэтому активисты, требующие ратификации Стамбульской конвенции, требуют от государства утвердить этот важный международный документ и упорядочить национальное законодательство к современной защите пострадавших от насилия”, – подчеркивает Ирина Выртосу.
Напомним, согласно исследованию общественной организации “Ла Страда”, более 10% прокуроров, 11% судей, 12% представителей полиции считают, что в определенных случаях применять силу или бить партнера является приемлемым.
Кроме того, согласно исследованию, причиной неэффективного реагирования на насилие в семье являются и очень мягкие наказания, которые никак не стимулируют к прекращению насильственного поведения.
“В рамках исследования были проанализированы судебные решения. И выводы неутешительны. Так, из 300 судейских решений по статье о насилии (ст. 173-2 Кодекса Украины об административных правонарушениях – ред.) в 109 случаях обидчики вообще не были привлечены к ответственности. Даже когда дело дошло до суда, обидчик избегал ответственности – по совершенно разным причинам”, – прокомментировала юрист “Ла Страда” Марина Легенькая.
Во время мониторинга 77 заседаний выяснилось, что средняя продолжительность таких заседаний от 4 до 23 минут. Более того – в некоторых судах назначались на одно и то же время до 10 заседаний. Это нередко связано с тем, что подозреваемые не являются в суд. Только каждый шестой обидчик приходил в суд – остальные заседания отменялись.