Публичная информация о букве “А”: как запрашивающие троллят офис Омбудсмана
Секретариат Уполномоченного по правам человека в ответ на запросы, в которых запрашивающий требовал посчитать буквы “а” в официальных документах офиса Омбудсмана, ответил, что не владеет данной информацией в фиксированном виде.
Об этом говорится в публикации “Доступа к правде”.
“Существенным признаком публичной информации является ее предыдущая фиксация на материальном носителе. …Сообщаем, что Секретариат Уполномоченного Верховной Рады по правам человека информации в фиксированном виде по критериям, заданным в вашем запросе, не имеет”, – говорится в официальных ответах.
Согласно срокам, определенным в ЗУ “О доступе к публичной информации”, ответы на оба запроса поступили через 5 рабочих дней.
Предварительно запрашивающий прислал в Офис омбудсмена два аналогичных запроса.
В первом просил предоставить:
- Приказ Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека за 2017, в названии которого больше всего букв “а”.
- Количество букв “а” в каждой строке биографии Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека.
- Количество букв “а” в каждой строке Порядка осуществления производства Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека.
Во втором просил предоставить копии приказов Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека за 2017 год, в названиях которых букв “а” более 4, но меньше 7.
Ирина Кушнир, представитель Уполномоченного по вопросам соблюдения права на информацию и представительства в Конституционном Суде Украины, в комментарии “Доступу к правде” квалифицировала данную ситуацию как троллинг государственного органа и злоупотребление правом на доступ к публичной информации.
По ее словам, случаются ситуации, когда от одного недовольного запрашивающего в орган направляются сотни запросов в неделю.
“Как показывает практика целью таких запросов является не получение информации, а обычная месть руководству органа через привлечение их к ответственности за несвоевременные ответы”, – говорит Кушнир.
Также в ее практике были “троллинги” от запрашивающих о количестве пальцев на руке у руководителя или цвете его глаз.
“На мой взгляд, такие запрашивающие нивелируют саму суть права на доступ к информации, вызывают негативное отношение у государственных органов к необходимости такого права вообще. Именно это провоцирует дискуссии о необходимости законодательного предусмотрения ответственности за злоупотребление правом на доступ к публичной информации. Поэтому стоит помнить, что такие действия могут привести к довольно рискованным для системы последствиям”, – прокомментировала Ирина Кушнир.