В Украине 500 тысяч пациентов ежегодно рискуют умереть без паллиативной помощи
В Украине 500 тысяч пациентов ежегодно рискуют умереть без паллиативной и хосписной помощи.
Такие данные были озвучены на совместной пресс-конференции “Украинской лиги развития паллиативной и хосписной помощи” и Департамента здравоохранения КГГА перед спектаклем “Путешествие Алисы в Швейцарию” в театре Франко, сообщает Громадское радио.
Спектакль и пресс-конференция были посвящены Всемирному дню хосписной и паллиативной помощи, который отмечается в этом году 14 октября.
Согласно озвученным данным Государственного комитета статистики Украины и Центра медицинской статистики МЗ Украины, в Украине ежегодно умирает около 600 тысяч человек. Общая смертность населения и смертность от отдельных причин превышает вдвое соответствующие показатели стран ЕС. И, несмотря на количество людей, нуждающихся в хосписной и паллиативной помощи в финальном периоде жизни – а это 500 тыс. пациентов – Украина сейчас занимает предпоследнее место в Европе по потреблению обезболивающих препаратов. То есть, в Украине почти самая худшая ситуация с доступом к обезболивающим препаратам, наихудшая – в Македонии.
“Почему в этом году в два раза повышаем потребности по морфину или иным обезболивающим препаратам? Мы должны показать, что случилось, наши люди должны перестать терпеть боль!”, – рассказывает Владимир Тимошенко, заместитель председателя правления Украинской лиги развития паллиативной и хосписной помощи.
В 2013 году Кабинет министров Украины принял постановление № 333, которое позволило использовать таблетированный морфин, выписывать препараты на 10 дней, получать их доверенным лицам. Но обезболивающие как и раньше отсутствуют в аптеках. Во многих областях Украины количество лицензированных аптек, имеющих право на реализацию наркотических обезболивающих, колеблется от 4 до 10 на всю область.
“К сожалению, у нас и ассортимент очень мал. Мы закупаем мало и производим мало. И, опять же, надо работать с Кабмином, чтобы мы преодолели эти предостережения, что здесь все наркоманами станут от этого. У нас на ацетилированном опиуме сидят и, простите, на марихуане.
Люди выходят сами из ситуации. И когда человеку вместо морфина дают трамадол, а этот трамадол для него, простите, что попил воды. Общественность должна давить на органы власти. Не должны наши люди терпеть боль! Это принцип во всем мире один и мы должны исповедовать его”, – эмоционально объясняет Владимир Тимошенко.
Сейчас украинская аптека, которая продает наркотическое обезболивающее, должна иметь бронированные двери, двойные замки, решетки на окнах, сейф и сигнализацию. На сегодня разработаны изменения в приказ МВД, но они еще не приняты.
Ценовая политика также недостаточно урегулированная. На одни и те же препараты цены отличаются на 30-50%, иногда проценты цен, которые ставят аптеки, чтобы компенсировать расход на охрану, достигают 500 от выпускной цены, говорят участники мероприятия.
Нехватка кадров и непонимание сути “паллиативной помощи”, по их мнению – еще одна из причин застоя этой области медицины.
По словам Валентины Гинзбург, и.о. директора департамента социальной политики КГГА, в столице начата работа по обучению медицинских и социальных работников профильных кафедр по выписке рецептов и функционирующей целевой группы, занимающейся улучшением киевских условий.
“Сегодня у нас функционирует 4 отделения: на базе второй и десятой больниц, госпиталя и онкоцентра. На базе онкоцентра есть мобильная бригада. На базе других больниц будут создаваться мобильные бригады. Летом, в июне ко Дню защиты детей открыли мобильную бригаду на базе кожно-венерологического диспансера”, – рассказывает Валентина Гинзбург.
В целом по городу, по словам чиновницы, сейчас развернуто 125 коек для паллиативных больных. А минимальная потребность составляет 350–400 коек, и палаты должны быть одно-двухместными.
Но, оказывается, не все так просто, объясняет Валентина Гинзбург:
“Не все те больные, которые нуждаются в обезболивании, нуждаются в стационарной помощи. Такие отделения – это первый этаж, обязательно, и это должны быть физически и визуально отделенные от остальной части больницы отделения”.
А хосписные отделения киевских больниц номер 2 и номер 10, по ее словам, не соответствуют стандартам паллиативной и хосписной помощи.
Василий Князевич, председатель “Украинской лиги развития паллиативной и хосписной помощи”, говорит – ремонт делается медленно, и город должен принять дополнительные меры, чтобы ускорить создание условий для больных в ближайшее время, а не через три года.
Сейчас Министерство здравоохранения закладывает в бюджет средства на развитие паллиативной и хосписной помощи и улучшения сегодняшних условий.
Василий Князевич имел несколько встреч по этому поводу с исполняющей обязанности министра здравоохранения, Ульяной Супрун: “Они закладывают финансирование паллиативной помощи за счет государства. Полностью. Хотя в мире такого нет”.
По его словам, в других европейских государствах финансированием и сбором средств для паллиативной помощи занимаются не только на государственном, но и на общественном уровне.
По словам Князевича, 74% дозвонившихся на телеканал “Прямой” во время разговора о хосписной помощи сказали, что хотят, чтобы смерть их встретила дома, и это совпадает с мировой тенденцией – таких людей 80%. Но несмотря на эту тенденцию, ежегодно около 2 млн человек, пациентов и их семей, в Украине нуждаются в специальной паллиативной помощи.