Привет от НКВД? Вы на свободе – это наша недоработка!
25 марта на глазах многомиллионной телевизионной аудитории на заседании Кабинета Министров Украины по подозрению в совершении преступления правоохранители задержали без постановления следственного судьи на основании статьи 208 УПК Украины главу Государственной службы по чрезвычайным ситуациям С. Бочковского и его заместителя В. Стоецкого.
Вы, возможно, также это видели или хотя читали об этом. А представляли ли вы себя на месте задержанных? Если нет, то зря. Ведь 25 марта 2015 г. состоялась демонстрация неограниченной власти силовых органов над свободой любого человека в Украине.
Я смотрел задержание в записи. Услышав в новостях об этой публичной порке, первое, о чем я подумал: было ли решение суда? Конституция Украины предписывает, по общему правилу, задерживать людей только по судебному решению, а практически это правило нарушается в каждом случае задержания (кроме случаев, когда лицо находится в розыске). По крайней мере за 15 лет адвокатской практики у меня не было ни одного дела, где бы эта норма была соблюдена. Но я не мог поверить, что даже показательный арест высокопоставленных лиц может происходить с таким же показательным нарушением закона.
Посмотрим текст части первой статьи 208 УПК Украины, которая была указана, как правовое основание задержания этих чиновников:
Статья 208. Задержание уполномоченным должностным лицом.
1. Уполномоченное должностное лицо имеет право без решения следственного судьи, суда задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы, только в случаях:
1) если это лицо застигнуто при совершении преступления или покушении на его совершение;
2) если непосредственно после совершения преступления очевидец, в том числе потерпевший, или совокупность очевидных признаков на теле, одежде или месте происшествия указывают на то, что именно это лицо только что совершило преступление.
Следует также вспомнить и текст статьи 29 Конституции Украины:
Статья 29. Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Никто не может быть арестован или содержаться под стражей иначе как по мотивированному решению суда и только на основаниях и в порядке, установленных законом.
В случае настоятельной необходимости предотвратить преступление или его пресечь уполномоченные на то законом органы могут применить содержание лица под стражей в качестве временной меры пресечения, обоснованность которой в течение семидесяти двух часов должна быть проверена судом. Задержанное лицо немедленно освобождается, если в течение семидесяти двух часов с момента задержания ему не вручено мотивированное решение суда о содержании под стражей.
Не надо быть профессиональным юристом, чтобы понять: задержание двух высокопоставленных лиц произошло не во время совершения преступления или покушения на его совершение, или сразу после его совершения. По крайней мере телезрителям не показали, как С. Бочковский и В. Стоецкий осуществляли преступную деятельность в зале заседаний Кабмина.
Вместе с тем всему миру было продемонстрировано, что конституционное право граждан на свободу и личную неприкосновенность в Украине является лишь декларацией, а записанные в Основном законе и в Уголовно-процессуальном кодексе гарантии от произвольного лишения человека свободы в форме постановления (“ордера на арест”) существуют только в текстах этих документов.
Или что-то изменилось в практике задержаний людей правоохранительными органами с тех пор, как приняли Конституцию Украины? Ничего. Силовики продолжают хватать людей на улицах, вытягивать из домов и без всяких объяснений доставлять их в “органы”. При этом задержанием такие действия считаются только тогда, когда действия правоохранителей оформлены протоколом задержания, чего также часто не происходит. Европейским судом по правам человека такое считается “непризнанным задержанием” и рассматривается как противозаконное.
Естественно, что силовые ведомства стоят насмерть за право задерживать лиц без судебного разрешения – это существенно упрощает их задачу по раскрытию преступлений. Теперь подобное пренебрежение законом подается и как “насущная необходимость, необходимость борьбы с терроризмом, коррупцией”. Поэтому силовые ведомства возвращают нас к хорошо знакомым традиций времен НКВД: “если Вы на свободе, это не ваша заслуга, а наша недоработка”.
Мы должны требовать борьбы с коррупцией. И, возможно, опыт Грузии выглядит захватывающе. Но нельзя бороться с нарушениями, прибегая к преступлению. Мы должны понять, что на заседании Кабмина в момент публичной демонстрации деятельности высшего руководства государства по борьбе с коррупцией произошло абсолютное пренебрежение основными конституционными принципами правового демократического государства, в частности, принципа верховенства права. Если С. Бочковский и В. Стоецкий совершили преступление, то органы досудебного следствия должны обратиться в суд с соответствующим ходатайством, а суд может предоставить разрешение на задержание. И только тогда оба должны быть задержаны.
Поскольку заведомо незаконное задержание имеет состав уголовного преступления по статье 371 Уголовного кодекса (ведь сложно представить, что лицо, осуществлявшее задержание, не понимало незаконность своих действий), то надлежащим реагированием на такие действия является подача заявления о совершении уголовного преступления.
Я не являюсь адвокатом задержанных, однако закон позволяет обратиться с таким заявлением любому лицу.
Я ожидаю, что органы прокуратуры установят лиц, персонально ответственных за заведомо незаконное задержание, и докажет их вину в суде, который назначит им справедливое наказание.
Геннадий Токарев, адвокат, специально для Центра информации по правам человека