Как заключенных из “ДНР” передавали Украине
Чем ближе ты подъезжаешь к границам непризнанной республики, тем больше тебе на глаза попадаются артефакты войны. Блок-посты, вооруженные военные в бронежилетах, окопы и легкая нервозность.
Последнее быстро замечается у некоторых участников совместной группы Национального превентивного механизма (НПМ) и Офиса Омбудсмана, которые через несколько часов должны забрать следующих заключенных из “ДНР”.
То, что не удалось сделать в прошлые месяцы Министерству юстиции, которое должно было выполнить распоряжение Петра Порошенко и добиться эвакуации пенитенциарных заведений на оккупированных территориях, получается у Департамента НПМ, Офиса Уполномоченного совместно с пенитенциарной службой, СБУ и при посредничестве Мониторинговой миссии ООН.
Боевики уже второй раз после многомесячных переговоров передают на контролируемую Украиной территорию заключенных. В первый раз они передали девять иностранцев, которые попали под экстрадицию. А в этот раз они предложили отдать именно “транзитных заключенных” из Донецкого СИЗО.
– А зачем нам забирать заключенных с той стороны? – откровенно разговорившись с представителями Омбудсмана, спрашивает один из военных, который через полчаса будет транспортировать нас к месту передачи.
– Потому что Украина ответственна за них. Мы с вами заплатим компенсации через Европейский суд по правам человека, если что-то с ними случится, – объясняет представитель Уполномоченного по вопросам реализации НПМ Юрий Белоусов.
– Все зависит от последствий нарушений. Украина может заплатить от 20 до 30 тысяч евро. Но это будет решать суд в каждом конкретном случае, – добавила Омбудсман Валерия Лутковская.
Военные просят проводить передачу непосредственно на дороге и ни в коем случае не идти на траву или заросшие растительностью участки. Это опасно из-за растяжек, и все с этим соглашаются.
Мы оставляем нашего водителя на последнем блок-посту и пересаживаемся в бронетранспортер. В нем нас охраняют сотрудники антитеррористического центра СБУ. В камуфляже, толстенных бронежилетах и оружием. Мы медленно едем вперед. За нами – автозак и другой задействованный в операции транспорт.
Минуя блокпост, мы замечаем, как тянется очередь машин длиной более километра. Во многих автомобилях открыты двери и окна. Люди, маясь от жары, смотрят на нашу колонну машин и не понимают, почему она едет в направлении “ДНР”.
В бронетранспортере спецназовцам в камуфляже становится жарко. Жарко не только из-за страшной жары, а потому, что вот уже как пять минут к нам не подъезжают боевики с автозаком. Как они утверждают, они не видят нашу колонну и просят, чтобы мы подъехали ближе. Но сотрудник Уполномоченного по телефону объяснил, что мы стоим на том же месте, что и в первый раз. Все в порядке. Через пару минут военный на своем экране видит колонну машин.
Сегодняшняя передача заключенных стала возможной благодаря личным гарантиям безопасности от Омбудсмана. Валерия Лутковская без оружия и даже без бронежилетов приехала на обмен со своими тремя сотрудниками и со мной как монитором Национального превентивного механизма. Таким образом, мы были живой гарантией того, что договоренности с украинской стороны будут соблюдены.
“Когда решался вопрос о первой передаче, было недоверие с обеих сторон, возникали вопросы о предоставлении гарантий безопасности и того, что не будет обстрелов, провокаций со стороны боевиков“, – говорит Валерия Лутковская.
Два автозака, один от самопровозглашенных сил, а другой – от Государственной пенитенциарной службы Украины, стоят друг против друга. Так силовикам легче контролировать передачу заключенных.
%%GALLERY%%
Сначала, как правило, из автозаков выныривают тяжелые сумки с вещами, а потом появляются сами заключенные. Бледные, уставшие и измученные жаждой. С тяжелым багажом им помогают справиться украинские военные.
Вот только что из автозака выпрыгнул бритоголовый мужчина. Он одет в белую футболку с красными полосками по бокам и черные джинсы. Мужчина снимает белую кепку и тяжело дышит. Видно, как капли пота стекают по его худому лицу с резкими чертами. Сотрудники пенитенциарной службы передают ему в автозак бутылку с водой.
Все эти заключенные с начала военного конфликта “застряли” в неприспособленных для длительного пребывания людей транзитных камерах.
“В СИЗО обустроены транзитные камеры, в которых длительное время люди не находятся. Поэтому обычно там большое количество людей, и условия содержания хуже, чем в других камерах, какие только существуют“, – объясняет мне Юрий Белоусов.
Часть заключенных прибыла в Донецк, чтобы пройти судебно-медицинскую экспертизу по их делам. Другая часть должна следовать в другие заведения исполнения наказаний.
Передача оказалась удачной. Успешная передача заключенных говорит о том, что та сторона готова к дальнейшему диалогу, говорит Юрий Белоусов.
Все 20 осужденных будут размещены в Мариупольском СИЗО. Там будет решаться судьба каждого заключенного.
В будущем Национальный превентивный механизм хотел бы забрать с оккупированных территорий в первую очередь заключенных, тяжело больных такими болезнями, как ВИЧ/СПИД, туберкулез, людей с инвалидностью и пожизненно заключенных. Количество заключенных в местах несвободы “ДНР” остается неизвестным. Но в любом случае теперь вырисовываются четкие перспективы их возвращения на подконтрольные Украине территории.