Антропология смелости: от Аушвица до Майдана
Недавно Брайан Палмер, антрополог, курс которого о смелости и гражданской активности посещали более 600 студентов Гарварда и выбрали его лучшим лектором университета, провел встречу с общественными активистами в Киеве.
Как объяснил он сам – чтобы поговорить о тех чувствах, которые некоторые из активистов испытывают, о той силе, которая приводит к альтруистической готовности взять на себя какие-то риски ради спасения других людей, о готовности подняться и сделать что-то, заботиться о других.
Истории отчаянных
Он рассказал несколько историй, герои которых в разное время и в разных странах делали то же, что делали украинские активисты во время Майдана, и сейчас, на оккупированных территориях – проявляли удивительную смелость.
Это Малала Юсуфзай, 11-летняя девочка, которая жила на территории, подконтрольной Талибану, и вела блог, в котором писала обо всем, что происходило вокруг нее.
Это Софи Шолль, которая вместе со своим братом Гансом “партизанила” при Гитлере – они распространяли листовки, критикующие его деятельность. Их обоих казнили на гильотине за государственную измену.
Это поляк Витольд Пилецкий, который сам, добровольно, попал в плен к немцам, чтобы оказаться в Аушвице – на том историческом этапе информация о существовании концентрационного лагеря была на уровне слухов, и Пилецкий решился на такой эксперимент, чтобы проверить ее и рассказать всем.
Это журналистка Эми Гудмэн, которая освещала борьбу за независимость в оккупированном Индонезией Восточном Тиморе и была избита индонезийскими солдатами после того, как засвидетельствовала массовое убийство протестующих тиморцев. От смерти ее спас только американский паспорт, который выпал из кармана, и его увидели военные. А перед этим журналистка стояла между сторонами и поднимала над головой микрофон, надеясь, что присутствие СМИ заставит солдат остановиться. Не заставило… Как вспоминает Брайан Палмер, студенты на встрече с журналисткой позже задавали ей один и тот же вопрос в разных формулировках, но сводящийся к одному: зачем мне учиться всему этому в университете, если я хочу быть таким, как Вы – а здесь такому не научат?
Бытовой героизм
По словам доктора социальной антропологии Брайана Палмера, гражданская смелость – это не только то, что проявляется в человеке во время глобальных опасных ситуаций, военных конфликтов, в какой-то партизанской борьбе на оккупированных территориях. Иногда это просто способность тихо, но уверенно сказать “нет” в обычных бытовых условиях, в мирной жизни, или же пойти на риск ради спасения другого.
Например, лектор рассказывает о двух шведских девочках Элен и Дженне Хансон, которые просто отказались выступать на концерте компании, производившей оружие для войны в Ираке.
Или, например, отец двоих детей Уэсли Аутри. Стоя на платформе метро, он увидел, что на рельсах лежит человек, с которым случился эпилептический припадок. А поезд уже приближается. Тогда он оставил детей на платформе, прыгнул на рельсы и накрыл собой этого человека, сильно прижав его к земле. Машинист тормозил, как мог, но четыре вагона все же проехало – над двумя людьми, но не по ним, они остались живы. Уэсли был строителем, и он потом вспоминал: у меня хороший глазомер, я прикинул, что пространства под поездом хватит для двоих людей – но не был точно в этом уверен… На платформе, между прочим, стояло около 200 человек, а прыгнул только один – почему так? Брайан Палмер и сам задается этим вопросом.
Смелость заразительна
Возможно, он так поражен и восхищен феноменом гражданской смелости, и изучает его, что сам искренне признает себя трусливым человеком – так об этом и говорит, не скрывая. И считает большой честью рассказывать другим о тех, кто способен преодолеть страх.
Говоря о конфликте на Донбассе, лектор размышляет о том, насколько смелость в этом случае сочетается с насилием, насколько это допустимо, стоит ли применять насилие, или помогать тем, кто применяет его для защиты, или не стоит делать ни того, ни другого.
По его мнению, трусость не так уж плоха в мирной жизни, а смелые поступки могут привести к последствиям, на которые человек совсем не рассчитывал. Брайан Палмер вспоминает, как некоторые его знакомые украинцы, участвовавшие в Майдане, теперь говорят: возможно, если бы мы тогда не начали сопротивляться, Крым был бы частью Украины, и не было бы конфликта на Донбассе?
Но тут же он вспоминает героев Небесной Сотни, и в течение лекции не раз проводит прямые параллели между рассказанными историями из разных стран и украинской революцией 2013-2014 годов. В частности, утверждает, что Майдан показал: смелость заразительна, люди своими отчаянными поступками способны подавать пример другим.
Брайан Палмер говорит, что украинцы сейчас сражаются не только за свою страну. Он смотрит шире, и вспоминает угрозу ядерной войны, в которую в последнее время мало кто верит, но которая тем не менее сохраняется. И украинцы, по его мнению, своей борьбой отводят от всего мира в том числе и эту угрозу.