74-летняя бабушка: От слова “судиться” ставало плохо
#FeelYourRights
Нам на конкурс #FeelYourRights пришло вот такой трогательное письмо от корреспондентки Оксаны Недашкивской. Охотно его публикуем.
Моя первая юридическая помощь жителям села Моринцы Звенигородского района Черкасской области, пострадавших в результате мошеннических действий работников Звенигородского отделения ЧОУ АО “Ощадбанк”
Откладывая трудом заработанные средства на депозитные счета кто на тяжелую погоду, кто на учебу внукам, кто на лечение, доверили свои средства “Ощадбанку”. Все было бы хорошо…. Самоубийство контролера-кассира потрясло всю деревню.
В результате углубленной проверки ТВБВ 10023/0248 с. Моринцы филиала Черкасского облуправления АО “Ощадбанк” с 18 августа по 29 августа 2014 в связи со смертью контролера-кассира установлен факт присвоения средств в сумме более 300 тыс. грн – 20 граждан по Моринцькому отделению и около 15 граждан по Шевченковскому отделению “Ощадбанка”. Мошеннические действия продолжались с 2011 по август 2014 гг. Где было руководство банка? Наверное знало, потому что ревизии происходили.
Также была осуществлена встречная сверка данных сберегательных книжек клиентов. Банк факт присвоения средств признал, но средства не спешил возвращать, сначала мотивируя открытым уголовное производство по факту неправомерного снятия денежных средств с банковских счетов (установлен факт неправомерного снятия и закрыт областной прокуратурой),потом отсутствием порядка возврата денежных средств.
Самое трудное в этой истории: пострадали пожилые люди, которым нанесен моральный, имущественный, материальный ущерб. Большинству из них даже трудно добраться из села в город, а терпение и вера в обещания заканчивались после неоднократных посещений районного отделения банка.
Нужно было действовать… Получив ответ из милиции о закрытии дела и объяснив гражданам, что не нужно никуда ехать, а в первую очередь следует написать письмо в районное отделение банка по восстановлению украденных средств в соответствии с записями сберегательных книжек и отправить рекомендательным письмом через Укрпочту.
Конечно, ответ вовремя не получали. Были разные “отписки”: письма рассматривает то Черкасское отделение, то главное (г. Киев), разрабатывается методика возврата средств… Также были написаны письма в областной филиал “Ощадбанка”, в главное управление “Ощадбанка” (г. Киев), начальнику управления НБУ в Черкасской области, начальнику Госпотребинспекции в Черкасской области, народному депутату (все это были коллективные письма). А время шло ….
Помогая одной из бабушек (которая больше в меня поверила, за что ей большое спасибо), мы писали не только письменные письма, но и присылали электронные жалобы, общались в фейсбуке. Лед тронулся в феврале 2015 года. И удивлению не было предела. Поскольку бабушка получила украденные средства без начисления процентов, хотя в каждом письме отмечали, что счет, с которого украли деньги, является депозитным! Когда гражданка спросила в районном отделении, где проценты, то ответ получила – они не предусмотрены порядком возврата средств, а если что-то не устраивает, то можете обращаться в суд.
Объясняю бабушке, что вас повторно обманывают, но уже в “высших отделениях” “Ощадбанка”. Проценты сразу не вернули, потому что они надеялись, наверное, что пенсионер не заметит. Ведь “Порядок обновления остатков на счетах и уплаты средств клиентам ТВБВ 10023/0248 и ТВБВ 10023/0247 филиала-Черкасского областного управления АО “Ощадбанк” от 19.01.2015 г. № 25″, разрабатывал не один человек, а комиссия. Складывается впечатление, что это уже какая-то система … затянуть, недоплатить.
Убедить бабушку, что нужно и дальше бороться за свои средства, помогли десятки похожих историй, опубликованных в Интернете. Там же были “инструкции”, как действовать в такой ситуации.
Мы снова подготовили письмо, в очередной раз подчеркнув, что счет, с которого украли деньги, является депозитным, и в соответствии с договором Гражданского кодекса Украины и других нормативных документов на данные средства начисляются проценты. Данная позиция также поддержана судебными постановлениями Верховного суда Украины (что все банки обязаны выплачивать проценты не только за срок действия депозитных договоров, но и за весь период просрочки, если средства не были возвращены в срок). В результате получили положительный ответ – проценты насчитали.
А мне потом бабушка призналась, что от слова “судиться” ей становилось плохо, поскольку за свои 74 года она не могла представить, что нужно будет судиться, да еще и за свои деньги. Успокаивала ее: если нужно, то и в суд обращались бы. И для этого не обязательно ехать – подавать заявление можно и по почте.
К сожалению, эта позорная история продолжается до сих пор. По одной из пострадавших готовится дело в суд.
Для меня лично стало приятным то, что я, во-первых, помогла сельским людям поверить в справедливость и отстоять свое законное право, а во-вторых, получила определенный правовой опыт.
Не бойтесь делать полезные дела, хоть как это и будет трудно!