Российские пропагандисты изменили методику воздействия на жителей оккупированных территорий – исследование
Российские пропагандисты изменили риторику публикаций, направленных на жителей оккупированных территорий: теперь они рассказывают не о “плохой Украине”, а о “доброй России”.
Об этом рассказали авторы исследования “Вторжение в сознание: два года злонамеренных информационных операций в Украине и Беларуси” во время презентации в Ukrinform.
Исследование проводилось общественной организацией “Интерньюз-Украина” совместно с технологической кампанией LetsData.
Как пояснила журналистка-аналитик ОО “Интерньюз-Украина” Инна Полянская, произошла смена фокуса с негативной нарративизации Украины и ее Вооруженных Сил как “нацистов” и “предателей коллективного запада” на позитивную нарративизацию России как мощного государства, которое приносит мир и процветание, а не военные преступления и разрушения.
Чтобы продвигать этот нарратив россияне обращаются к различным символам, говорится в исследовании. Так, эксперты напомнили, что авиаудар армии РФ уничтожил здание драмтеатра в Мариуполе 16 марта 2022 года, тогда погибло, по разным оценкам, от 300 до 600 человек. Однако российская пропаганда вместо работы с травматическим опытом использует руины не для меморилизации трагедии, а для спекуляций о возвращении мирной жизни и восстановления, подчеркнула Полянская.
В качестве примеров она вспомнить анонсы об открытии театрального сезона, старт ремонтных работ, циничное выступление китайской оперной певицы Ван-Фан на руинах здания с советской военной песней “Катюша”.
Еще один пример – музейно-храмовый комплекс “Новый Херсонес”, который россияне торжественно освятили в оккупированном Севастополе 28 июля 2024 года. Так пропагандисты пытаются показать Россию как восстановительницу, пояснила эксперт.
Полянская также рассказала, что дезинформационный контент в телеграмм-каналах на территориях, оккупированных РФ в 2014 году и после, имеет отличия.
По ее словам, районы, оккупированные с 2022 года, – довольно изолированное инфопространство, сосредоточенное на глорификации имперских нарративов. Но в то же время – это достаточно закрытая среда, не связанная с общероссийским контекстом.
Если же говорить о территориях Донетчины, Луганщины и Крыма, оккупированных с 2014 года, – это плотное погружение в российский контекст через разветвленную сеть связей. Именно это является одной из основных целей россиян в информационной войне, считает она.
Эксперт отметила, что нужно постоянное присутствие голосов с оккупированных территорий в украинском информпространстве и на международном уровне. Это необходимо, что оккупированные территории Украины “ни в коем случае не превратились и для остальных украинцев, и для международного сообщества в каких-то далеких других, которые уже неизбежно погружены в Россию и ментально, и территориально, и географически”, убеждена она.
Полный текст исследования можно прочитать здесь.
Ранее ZMINA сообщала о том, что самой популярной площадкой для распространения российской дезинформации стал мессенджер “Телеграм”: на него приходится 71% публикаций в Беларуси, 94% – в Украине.