Для помощи пострадавшим в АТО начали применять арт-терапию
Арт-терапевты Украины ищут возможность на государственном уровне оказывать профессиональную помощь пострадавшим в АТО, переселенцам и всем, кто в этом нуждается.
Специалисты убеждены, что арт-терапия – едва ли не единственный на сегодня метод, который “работает” и помогает людям, оказавшимся в кризисной ситуации. Арт-терапия помогает найти смыслы, наладить отношения между детьми и родителями, снять напряжение в коллективе или семье.
Об этом рассказала во время мастер-класса Виктория Назаревич, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Ровенского государственного гуманитарного университета, член правления Западноукраинской ассоциации арт-психологов и арт-терапевтов.
Мастер-класс состоялся в рамках конференции “Пространство арт-терапии: искусство жизни”, организованной “Арт-терапевтической ассоциацией”, где арт-терапевты не только обменивались опытом, но и искали практические способы, как помочь пострадавшим во время АТО, переселенцам и остальным, кто нуждается в психологической поддержке. Об этом сообщает корреспондент Центра информации по правам человека.
Так, на мастер-классе Виктории Назаревич участники с помощью рисунков пытались понять свои мотивации и сформулировать жизненные ориентиры. Например, рисовали произвольно линии, круги, геометрические фигуры, зарисовывали их и так далее. Тем самым пробовали изобразить свои чувства на темы “счастье”, “мне надо”, “я на работе”, “я идеальный”, “я для других”.
Затем участники обменивались рисунками с соседями, которые вызвали у них наибольшее доверие, писали по три ассоциации к чужому рисунку и возвращали обратно. Обмениваться рисунками, говорит психолог, надо потому, что тогда от другого услышишь ту правду, которую сам себе не скажешь и которую не готов на данном этапе принимать. Также это позволяет отвлечься от собственных эмоций и стереотипов.
Другая техника, позволяющая определить желания и проявить свои чувства, предусматривает перерисовку уже готового рисунка, созданного на основе юнгианских архетипов. Если при этом человек не размахивается на весь лист, а рисует в уголке или сворачивает лист пополам или вчетверо – значит, и хочет он чего-то 50% или на 25%. В последнее время, отмечает психолог, в связи с напряженной ситуацией в стране количество таких людей увеличилось. Но она уверена, что испытания даются для того, чтобы их пройти.
“Надо жить полной жизнью. Война, не война… Арт-терапия как метод брала свою основу именно в концлагерях, когда тех детей, которые там страдали, спасали, как могли. А могли спасти только арт-терапией. И я думаю, что в Украине нужно наслаждаться каждой секундой, получать удовольствие от тех моментов, которые есть“, – говорит Виктория Назаревич.
По ее словам, методика арт-терапии применяется сегодня все чаще, и профессиональные конференции способствуют этому: “Я думаю, что как раз такие встречи помогают понять на государственном уровне, что это тот метод, который может спасать. В школах, я думаю, кроме арт-терапии, мало эффективных методов. Статистические и диагностические анкеты, формы и тесты не дают реального ресурса. И психологи интуитивно приходят к тому, что они в разных ситуациях часто используют арт-терапевтический метод. Это видно и по тому, что запросы на методических семинарах среди школьных психологов очень плотно сейчас транслируются именно в арт-терапии. И методисты на уровне районов, городов, областей уже понимают, что это то, что нужно именно здесь и сейчас, чтобы хоть как-то стабилизировать ситуацию“.
Психолог рассказала, что у них в университете есть школа волонтеров, которые работают как с семьями пострадавших в зоне АТО, так и с бойцами. Виктория Назаревич в основном применяет метод арт-терапии в работе с детьми. Некоторые ее коллеги уже несколько раз выезжали на полигоны к солдатам.
“И у меня был опыт, когда солдаты приводили на занятия по арт-терапии для своих детей, терпеливо ждали, когда занятие закончится, а потом еще час со мной разговаривали, и таким образом исцелялись. Они получают удовольствие от того, что погружаются в детство, имеют возможность расслабиться, и это очень важно. Я знаю, что наши волынские коллеги еженедельно проводят арт-терапию, там уже действует целая школа, более того – пытаются выйти на государственный уровень через министерство. Это только первые попытки, я не скажу, что они масштабные, но локально они уже присутствуют в Украине“, – рассказала психолог.
Фото Виктории Лазаренко, Центр информации по правам человека