Обмудсман выступила против дресс-кода в отношении военных
Запрет администрации на посещение заведений лицам в военной форме является дискриминацией по роду деятельности.
Об этом говорится в заявлении Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека о дискриминации военнослужащих в сфере доступа к товарам и услугам.
В тексте заявления указано, что в последнее время в СМИ стали появляться сообщения об отказах заведений общественного питания в разных областях Украины в обслуживании военнослужащих, одетых в военную форму.
В ночь со 2 на 3 марта администрация киевского заведения “L’Kafa Cafe” отказала в доступе в зону караоке военнослужащему в форме. Отказ объяснили тем, что во всей ресторанной сети существуют соответствующие требования в отношении дресс-кода. Ситуация повторилась и в другом кафе сети, которое после отказа посетил военнослужащий.
Аналогичный инцидент произошел в Николаеве 9 марта: в кафе “Де Густо” якобы администратор попросила трех военнослужащих в форме не заходить в кафе, потому что “их внешний вид будет напрягать других клиентов“.
После ситуации в Киеве директор сети ресторанов “L’Kafa Cafe” сообщила о том, что установленный администрацией дресс-код не содержит какого-либо запрета на нахождение людей в военной форме, и принесла свои извинения. Относительно инцидента в Николаеве оказалось, что женщина, которая запретила вход на правах администратора, не имела к заведению никакого отношения.
Однако необходимо подчеркнуть, что право общественных заведений устанавливать определенные условия доступа к товарам или услугам вытекают из положений статьи 633 Гражданского кодекса Украины. Это могут быть и определенные требования к внешнему виду или так называемый дресс-код.
“Вместе с тем это право не является абсолютным – условия доступа к товарам и услугам (в частности ограничительные), которые устанавливаются общественными заведениями, не могут противоречить предписаниям законодательства, быть неопределенными, немотивированными, выборочными, а также представляющими прямую дискриминацию или приводящими к косвенной дискриминации по определенным признакам потребителя“, – говорится в заявлении омбудсмена.
В таком случае эти условия будут противоречить нормам вышеупомянутой статьи 633 Гражданского кодекса Украины, статьям 17, 18 Закона Украины “О защите прав потребителей”, которые четко запрещают установление каких-либо преимуществ или прямых или косвенных ограничений прав потребителей, требованиям Закона Украины “О принципах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине” и будут прямым нарушением статьи 24 Конституции Украины, согласно которой все граждане имеют равные конституционные права и свободы.
Закон Украины “Об основах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине” устанавливает, что прямой дискриминацией является ситуация, при которой с лицом по его определенным признакам, перечень которых не является исчерпывающим, ведут себя менее благосклонно, чем с другим лицом в аналогичной ситуации, то есть ограничивают в признании, реализации или пользовании правами и свободами.
В то же время косвенной дискриминацией является ситуация, при которой в результате реализации формально нейтральных правовых норм или критериев оценки для лица возникают менее благоприятные условия по сравнению с другими.
Исключение составляют лишь те ситуации, когда менее благоприятные условия имеют обоснованную цель – например, обеспечение общественной безопасности в учреждении или создание определенной атмосферы.
Исходя из этого, ограничения на доступ к товарам и услугам для людей в военной форме составит дискриминации по признаку рода деятельности. При этом такое ограничение не имеет правомерной цели, а также отсутствуют соответствующие ограничения для представителей других профессий, предусматривающих ношение форменной одежды.
Учитывая это, омбудсмен призывает общественные заведения избегать установления дискриминационных условий, а также напоминает, что статьей 16 Закона Украины “Об основах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине” за нарушение требований антидискриминационного законодательства предусмотрена гражданская, административная и уголовная ответственность.