Крым стал территорией, “свободной от инакомыслия” – правозащитники
Крымская власть осуществляет давление на СМИ и независимые организации, преследует крымских татар и украинских активистов. Похищения жителей не расследуются, что усиливает атмосферу страха.
Об этом заявили на Крымском дне фестиваля Docudays UA представители правозащитных организаций, среди которых – Amnesty International в Украине, Крымская полевая миссия по правам человека и Центр информации по правам человека.
“Через год после оккупации фактическая власть Крыма освоила весь репрессивный инструментарий, который есть в арсенале законодательства и практик России, чтобы подавить инакомыслие на полуострове. Несогласных, среди прочего, ожидают аресты, уголовные преследования и принудительные выдворения из Крыма“, – отметил Красимир Янков, исследователь Amnesty International по Украине.
Крымские татары, заявившие о своей проукраинской позиции, практически не могут проводить публичные и культурные мероприятия, Меджлис не признается властями, а крымскотатарские СМИ находятся под угрозой закрытия. Случаи похищений членов крымскотатарской общины не расследуются, что еще больше усиливает атмосферу страха.
Крупнейшую телерадиокомпанию “Черноморская” 3 марта 2014 года отключили от эфира, а 9 марта прекратили вещание все украинские телеканалы на территории Крыма. 29 июня они были отключены и в кабельном вещании.
Крымскотатарских и украинских активистов преследуют, применяя при этом российское законодательство об экстремизме и так называемом сепаратизме – как это произошло с Ахтемом Чийгозом, Александром Костенко и активистами, вышедшими на акцию в день рождения украинского поэта и художника Тараса Шевченко.
“В целом в Крыму можно констатировать серьезные и системные проблемы в сфере свободы слова. Среди них – внедрение законодательства о противодействии экстремистской деятельности, уголовная ответственность за “призывы к сепаратизму”, сокращение числа альтернативных источников информации, преследования журналистов со стороны правоохранительных органов и “крымской самообороны“, – отметила Татьяна Печончик, глава правления Центра информации по правам человека.
Также правозащитники отметили, что крымская власть осуществляет давление на независимые организации, на полуострове отсутствует справедливое правосудие, а “крымская самооборона” до сих пор не понесла ответственности за совершенные преступления. По крайней мере семь человек (шесть из них – крымские татары) с начала аннексии были похищены, их судьба неизвестна. Один из этих людей был найден мертвым со следами пыток.
“Системные ограничения свободы религии практически привели к ситуации, когда свободно существовать и действовать в Крыму может только православная церковь Московского патриархата. Также необходимо отметить, что к гражданам Украины, которые не получили российского паспорта, применяется дискриминационная практика, особенно в сфере социального обеспечения“, – сказала Ольга Скрипник, заместитель главы Крымской полевой миссии по правам человека.