Активисты призвали депутатов доработать милицейские законопроекты
Активисты и эксперты Реанимационного пакета реформ (РПР) призвали парламентариев доработать законопроект № 2562, а проекты законов “Об органах внутренних дел” №2561 и “О сервисных услугах МВД” №2567 вообще отозвать.
20 мая около десяти активистов провели возле Верховной Рады акцию-перформанс с милиционерами на поводках, которые олицетворяли цепных собак.
“Проанализировав законопроекты, наши эксперты просят ни в коем случае в таком виде, в котором они сейчас есть, не голосовать. Потому что если они станут законодательной реальностью Украины, это приведет к существенному ухудшению реализации прав человека в Украине, развяжет руки милиционерам, которые до сих пор не наказаны за свои действия во время Революции Достоинства. В Верховной Раде после Революции Достоинства не принято ни одного закона, который бы улучшал ситуацию с нарушением прав человека в Украине. Знаменитый Римский устав до сих пор не внесен в сессионный зал. Сейчас мы видим, что некоторые политические силы хотят просто выстроить для себя параллельную структуру в государстве и манипулировать ею. Стараются не установить прозрачные новые правила закона и порядка, по которым можно было построить государство, в котором безопасно жить, а пытаются создать вот таких цепных собак и при любом удобном случае говорить им “фас” в отношении неудобных людей“, – отметил корреспонденту Центра информации по правам человека менеджер РПР по коммуникации Андрей Андрушкив.
Эксперт РПР по адвокации Ярослав Юрчишин называет эти законопроекты “голубой мечтой экс-министра МВД Захарченко”.
“Представленные Аваковым законопроекты можно назвать голубой мечтой Захарченко. Чиновники МВД, даже не следователи, по законопроекту № 2561 будут иметь доступ ко всем ключевым базам данных. Это не будут люди, которые будут осуществлять следствие, а это люди, которые сидят сейчас на Богомольца (адрес Министерства внутренних дел – ред.). Также предусматривается увеличение административного задержания с 3 часов до 24. Здесь Аваков хочет превзойти даже Путина“, – резюмирует Ярослав Юрчишин.
Эксперт говорит, что проект закона “О сервисных услугах и сервисных центрах Министерства внутренних дел Украины” противоречит принципам децентрализации и содержит огромные коррупционные риски. Документ создает сервисные центры МВД, параллельные уже существующей сети центров по предоставлению административных услуг (ЦНАП).
“Этот законопроект планирует создать государство в государстве. Сейчас у нас децентрализация. Сейчас все справки, выписки должны выдаваться гражданам при обращении в ЦНАПы, то есть независимыми структурами, не зависящими напрямую от министерств. Есть база, сделали выписку, вам дали документ. И нет никаких проблем. А чего хочет милиция? Они хотят иметь свою вотчину, в которой они будут создавать коррупционные схемы, продуцируя кучу “услуг” милиции“, – говорит Ярослав Юрчишин.
Представитель РПР убежден, что законопроекты № 2561, № 2562, № 2567 и только что внесенный с нарушением регламента Закон “О национальной полиции” № 2822 не готовы к рассмотрению в парламенте по сути, так как они широко не обсуждались с общественностью.
“Эти законопроекты требуют очень тщательной доработки. И что самое главное, почему появились такие даже не “блохи”, а “динозавро-блохи” в этих проектах законов, потому что не было нормального контакта с общественностью“, – говорит Ярослав Юрчишин.
Эксперт РПР Борис Малышев утверждает, что если эти документы станут законами в таком виде, то в Украине останется законсервированной сегодняшняя система милиции.
“Прозрачности там очень мало, контроля общественности по назначению на руководящие должности очень мало, местная полиция не предусмотрена. Рассмотрение жалоб на действия милиционеров будет происходить в таком порядке, как он осуществляется сейчас. А это значит, что если вы будете жаловаться на действия милиционера, то жалоба попадает не в независимую комиссию, а к его начальнику, который не заинтересован в независимом рассмотрении этой жалобы“, – говорит Борис Малышев.
Он напоминает власти, что любой закон можно назвать реформой, если он поворачивает государство к обществу, устанавливает определенные ограничения для органов государственной власти в пользу прав человека, когда он устанавливает основы прозрачности деятельности органов государственной власти, контроля со стороны общества. В этих четырех законах таких инструментов нет или они минимальны.