В Украине не существует действенных механизмов защиты прав детей – эксперты
В Украине невозможно защитить права детей без действенных механизмов. Органы, которые наделены административными функциями, не должны представлять интересы ребенка.
Об этом заявили юристы на круглом столе “Как подростку себя защитить?”, передает корреспондент Центра информации по правам человека.
“Действительно с 14 лет сейчас законодательство дает возможность ребенку обратиться в суд. У меня дело есть, в котором мать “профукала” дом. Банк забрал. В нем проживает несовершеннолетний ребенок, а второй несовершеннолетний еще и с инвалидностью. Отец погиб. Она ничего не может сделать. Я написала иск от ребенка, обосновала, обратилась в суд, а судья не понимает, почему 14-летний ребенок обращается в суд. И начинается три круга ада. Сейчас, пока иск пойдет в апелляционную инстанцию, суд может отказать, либо не факт, что апелляционная инстанция поймет, или же передаст дело еще какому-то суду. А ребенок через два месяца будет на улице вместе с братом с инвалидностью. И что может сейчас служба по делам детей сделать? Ничего!“, – с грустью констатирует адвокат, член Комитета защиты прав человека Национальной ассоциации адвокатов Украины (НААУ) Анна Боряк.
С Анной Боряк согласилась и глава Комитета Анна Колесник: “Пострадавших детей действительно никто не защищает. Когда мой ребенок в 5-м классе пришел и сказал:” Мама, а мы учили Конвенцию о защите прав человека, и ты знаешь, что на меня никому нельзя кричать?” Я говорю: “Я-то знаю. А ты знаешь, что за это будет твоей маме и куда должна с этим идти?”. Она не поняла, а я снова объясняю: “Ну, я тебя сейчас побью, накричу. Тебе будет плохо. Что ты будешь делать? Сядешь и будешь плакать?”. Она отвечает: “Ну, мам… вот так…”. Так зачем тогда они учат право?“.
Анна Колесник считает, что в таких реалиях у украинского ребенка формируется сознание беззащитного.
Ребенку можно объяснить его права тогда, когда работает механизм его защиты, говорит адвокат Анна Боряк. Експертка считает, что в Украине органы, которые наделены административными функциями, не должны представлять интересы ребенка.
“Органы опеки, как и органы местного самоуправления, наделены административными функциями. Однако они осуществляют гражданско-правовые полномочия в суде и принимают нормы индивидуального действия. Например, решение об изъятии ребенка из семьи. У этого органа есть несколько функций, которые противоречат друг другу. Не может орган, который принимает решения и наделен административными функциями, представлять интересы ребенка в соответствии с нашим законодательством“, – рассказывает Анна Боряк.
Уполномоченный Президента по правам ребенка Николай Кулеба считает, что нынешняя государственная система калечит детей.
“Я в воскресенье полдня провел в Управлении внутренних дел, когда милиция задержала педофила. И я воочию уже не первый раз вижу, как работает система, какая она несовершенная, как новый УПК не защищает интересы детей. Эта система просто калечит сегодня этих детей. Сегодня звонят из Харькова и спрашивают: “А скажите, по этой семье надо сообщать в социальную службу, в службу по делам детей?” О чем это говорит? Люди не знают и не понимают своих профессиональных обязанностей. Да конечно нужно сообщать! С детьми работать надо! Где те психологи, социальные работники, где методики работы?“, – рассказывает Николай Кулеба.
Уполномоченный убежден, что в Украине сегодня невозможно защитить жертв педофилов, так как системно не выявляются такие случаи.
“Многие специалисты даже, не говоря уже о простых педагогах, которые должны это делать, не знают признаков, по которым это можно выявлять, так же, как и методик работы с ребенком“, – говорит он.
Владислав Лашко, руководитель проектов по развитию социальных услуг представительства UNICEF в Украине, считает, что в Украине необходимо пересмотреть нормативно-правовые акты и вносить необходимые изменения соответственно в учебные программы.
“Если мы говорим, что система преподавания в школе не имеет отношения к реальной жизни, то мы должны говорить об изменениях на уровне преподавания как в средней школе, так и в высшей. Если необходима помощь нашим судьям, чтобы они лучше разбирались с проблемами правосудия для детей, также необходимо готовить на уровне учебных программ в вузах“, – отмечает эксперт.
Украина в 1991 году ратифицировала Конвенцию о правах ребенка, а в апреле 2001 года принят Закон об охране детства.
В соответствии со ст. 4 Конвенции, Украина обязана позаботиться о том, чтобы права, определенные Конвенцией о правах ребенка, были доступны всем детям в стране. 42-я статья Конвенции обязывает Украину распространять информацию о Конвенции среди взрослых, учреждений и детей.
В 2011 году Комитет ООН по правам ребенка дал рекомендации Украине, согласно которым государство должно пересмотреть все национальное законодательство с тем, чтобы обеспечить его полное соответствие положениям Конвенции о правах ребенка.
Необходимо усовершенствовать распределение средств на детей на центральном и местном уровнях в соответствии с реальными потребностями детей и их семей, принять меры для преодоления бедности, обучать специалистов, знакомя их с содержанием Конвенции (в частности милиционеров, врачей, учителей, судей, журналистов, социальных работников, сотрудников иммиграционных служб и т.п.).
Комитет ООН по правам ребенка также рекомендовал Украине привлекать общественность для внедрения Конвенции о правах ребенка, внедрять международные стандарты в интересах ребенка.