Пострадавшие от насилия не получают компенсаций от государства
Процедура реституции, по которой возмещать убытки должен сам преступник, часто не позволяет потерпевшему получить компенсацию.
Эксперт Центра политико-правовых реформ Александр Банчук приводит статистику таких пострадавших за прошлый год.
“Сайт “Судебной власти” представляет статистику, которая базируется на основе приговоров судов. Так, например, в 2014 году 83 тысячи физических лиц признаны потерпевшими от насилия. 66 тысячам украинский суд назначил возмещение материального и морального вреда. Размер такой компенсации составил 541 638 000 гривень“, – говорит Александр Банчук.
Действующее законодательство в Украине предусматривает процедуру реституции, по которой возместить убытки потерпевшему должен прежде всего сам преступник. Для этого пострадавший должен подать в суд гражданский иск в рамках уголовного дела.
Однако практика показывает, что этот механизм очень часто по многим причинам не позволяет жертве получить компенсацию.
“Когда у потерпевшего похищают последние средства, которые у него есть для проживания, судебное разбирательство может затянуться на годы. Затем апелляция или кассация отменяет справедливый приговор по тем или иным вопросам, и опять дело слушается годами. И когда у человека украли тысячу долларов или гривень, то он их не может получить более 5 – 10 лет“, – объясняет адвокат Сергей Ярошенко.
В украинских реалиях пострадавший сам платит за восстановление своего здоровья и преодолевает последствия насилия.
В 2005 году Украина подписала Европейскую конвенцию о возмещении потерпевшим от насильственных преступлений от 24 ноября 1983 года. Однако государство ее до сих пор не ратифицировало.
Статья 127 Уголовного процессуального кодекса Украины содержит положения о возмещении убытков потерпевшей стороне за счет государства. Однако там указано, что эта возможность осуществляется на условиях и в порядке, определенном законом. Пока этого закона нет в Украине.
“Вопрос создания механизма для компенсации также включен в план действий стратегии реформ системы правосудия, который недавно был утвержден президентом Украины и был разработан в рамках Совета реформ при Аппарате Президента. Однако очень важно определить, каким будет этот механизм, кто, в каких объемах и в каких случаях будет получать компенсацию. Также важно рассмотреть вопрос о создании и функционировании специального фонда возмещения вреда и о том, кто будет управлять этим фондом“, – говорит менеджер проекта Совета Европы “Поддержка реформ криминальной юстиции в Украине” Кетеван Цхомелидзе.
Если не установлена личность преступника, или если он является неплатежеспособным, или если процедура компенсации за его счет является сложной и слишком длительной, возмещение потерпевшему от преступления должно происходить за счет государства, говорят эксперты.
Александр Банчук объясняет, почему государство должно возмещать за счет бюджетных средств ущерб потерпевшим.
“Во-первых, государство несет ответственность за совершенные преступления. Потому что преступление означает, что политика государства по предотвращению криминала была неэффективной. На определенном этапе своего развития, согласно теории общественного договора, государство забрало право у человека самому реализовать принцип “око за око, зуб за зуб”. Поэтому пострадавший остается один на один со своей проблемой“, – говорит Александр Банчук.
Во-вторых, говорит эксперт, в Конвенции о возмещении пострадавшим заложен принцип социальной солидарности. Каждый член общества несет ответственность за другого члена общества, которому в конкретной ситуации плохо. И такому человеку должны оказать помощь. И, в-третьих, это принцип справедливости. Это возмещение справедливо.
Как известно в Чехии, Нидерландах и Франции компенсации пострадавшим выплачивают фонды при министерствах юстиции. А в Германии, Эстонии и Испании – при министерствах социальной политики.
Юридический советник Немецкого фонда международного правового сотрудничества Геннадий Рыжков говорит, что в Германии используют ряд таблиц и формул, которые определяют размеры возмещения.
“Если старенькая бабушка стала жертвой преступления, то социальным учреждением исследуется уровень нанесенного ущерба. Например, бабушка потеряла возможность передвигаться. Она нуждается в помощи третьих лиц – опекунов или тех, кто поможет ей посетить общественные места. В таком случае определяется некая сумма. Ей будут выплачивать средства от 1,5 – 2 месяцев до полугода. Все зависит от того, способствует ли само лицо раскрытию преступления. Это бюрократично, но это публичные деньги, и правил должны придерживаться все“, – говорит Геннадий Рыжков.
Эксперты Центра политико-правовых реформ призвали власть предусмотреть в Национальной стратегии в области прав человека вопрос возмещения потерпевшим, ратифицировать Конвенцию, а также придумать, в какой форме и где должен быть фонд, чтобы механизм возмещения действовал.