Большинство независимых журналистов оставили Донецк – правозащитники
К журналистам применяют угрозы и насилие как сепаратисты, так и в некоторых случаях – представители украинских добровольческих батальонов.
Об этом говорится в отчете по результатам мониторингового визита Украинского Хельсинского союза по правам человека по тематике “Свобода слова в зоне АТО”.
Правозащитники посетили Краматорск, Константиновку и Мариуполь Донецкой области 15-19 сентября и встретились с сотрудниками местных изданий.
В частности, Елена Малютина, работающая в Донецкой телерадиокомпании, которая переехала из Донецка в Краматорск, в 2014 году была начальником управления информации при Донецкой ОГА. Она рассказала, что в марте 2014 года захватили крупный комплекс в Донецке, где были размещены несколько изданий – “Донбасс”, “Вечерний Донецк” и другие. Было несколько нападений на независимых журналистов, нескольких главных редакторов забирали “для беседы”. Некоторые вернулись в Донецк, но практически все выехали в разные периоды времени.
В Горловке было несколько попыток захвата газет, теперь они принадлежат “ДНР”. В Дебальцево обсуждался вопрос о снятии главного редактора, поскольку она заняла сильную позицию и затем уехала из города. В Славянске главный редактор газеты несколько дней находился у сепаратистов в Донецке. Журналиста из ТРК “Донбасс” летом удерживали в подвале.
“За мной приходили дважды. В первый раз мне повезло – я была на выезде, а во второй раз, 25 июля, тогда забрали моего коллегу, директора департамента внутренней политики, мне повезло во второй раз. Я ехала из Мариуполя, когда моя сотрудница была на работе, позвонила и сказала, что приходили за мной. Забрали все. Я тогда так и не вернулась. До этого мы частично работали дистанционно, частично приходили на работу. После этого не появлялись в здании. Но работали до последнего“, – рассказала Елена Малютина.
Правозащитники отмечают, что все журналисты, с которыми им пришлось пообщаться, рассказывали о влиянии во время оккупации со стороны незаконных вооруженных формирований – чаще всего угрозах и вмешательстве в журналистскую деятельность. Кроме того, существовали такие способы воздействия как нападения, обыски, угрозы семье. Подавляющее большинство журналистов выехали с оккупированной территории, а те, кто остался, не чувствовали личной безопасности и пользовались принципом “самоцензуры”.
“После возвращения временно оккупированных территорий под контроль Украины, по сообщению журналистов, в зоне конфликта они не всегда в состоянии реализовать свободу слова в полной мере. Некоторые сообщают о телефонных угрозах, угрозах в соцсетях по поводу недовольства содержанием публикаций, ссылаются на то, что в органах власти до настоящего времени работают лица, сотрудничавшие с сепаратистами. Большинство журналистов не доверяет способности правоохранительных органов обеспечить их безопасность. В настоящее время практически все СМИ испытывающих экономические трудности, следовательно, становятся очень уязвимы для экономического давления“, – отмечают правозащитники.
Кроме того, по ихними словам, в адрес журналистов, критически настроенных по отношению к украинской власти, АТО, ВСУ и добровольческому движению, в отдельных случаях применяются похищения, избиения, угрозы применения физической силы со стороны украинских добровольческих батальонов, общественных активистов, лиц с особым представлением о справедливости.