“Говорили, что я ей не нужен, и меня усыновят в России”: 12-летний мальчик рассказал, как россияне разлучили его с мамой
Еще в марте российские военные вывезли 12-летнего Александра Радчука и его маму Светлану из Мариуполя в фильтрационный лагерь на оккупированной территории. После этого мальчик ее не видел. Захватчики не давали ему связаться с бабушкой и говорили, что его ждет усыновление российской семьей. В итоге мальчик смог связаться с бабушкой через вайбер, а та – вернуть его из депортации.
Об этом Александр рассказал во время Всемирного экономического форума.
В начале полномасштабного вторжения 12-летний Александр жил с мамой Снежаной и сестрой Викторией в Мариуполе.
“24 марта я попал под обстрел и получил ранение под глаз. Мы с мамой пошли искать наших военных, чтобы они увезли нас на комбинат Ильича – там были фельдшеры”, – вспомнил мальчик.
Какое-то время он находился с мамой на заводе, где им оказали медицинскую помощь. Однако впоследствии россияне окружили его.
“Нас на КАМАЗах повезли в фильтрационные лагеря. Это был последний раз, когда я видел маму. Меня забрали, нам даже не дали проститься. Я спрашивал: “Куда везут?”. Они [оккупанты] говорили, что в детдом, и меня потом усыновят”, – рассказал Александр.
По его словам, россияне говорили, что мама мальчика в плену, что он ей не нужен, и что она за ним не приедет.
“Я говорил им, что знаю номер бабушки, что она в Украине и что я хочу к ней, но они не позволили ей позвонить”.
Ребенка увезли в Донецкую областную травматологию. Там Александр попросил у другого парня в палате телефон, в вайбере списался с бабушкой и сообщил, где он.
Ранее ZMINA писала, как Людмила из Ични Черниговской области проделала путь из Украины через Польшу, Литву, Латвию и Россию, чтобы вывезти внука из оккупированного Донецка.
Представители российской службы социальной защиты в оккупированном городе пытались отговорить женщину от того, чтобы забирать ребенка.
“Они сказали, что отдадут его в детдом или найдут семью в России. Я ответила, что готова рисковать своей жизнью. Что приеду и заберу его. Умоляла не отправлять его в Россию”, – вспоминала Людмила в интервью The Washington Post.
При выезде с временно оккупированной территории Людмилу, по ее словам, долго допрашивали силовики, давили на нее, чтобы она осталась. Однако женщина с внуком смогли уехать.
Теперь мальчик живет с бабушкой в Черниговской области, сестру Викторию взяли к себе родители ее отца. Относительно мамы Саши Снежаны до сих пор нет официальной информации.
Центр прав человека ZMINA вместе с украинскими и международными партнерами документирует случаи принудительных депортаций на территорию Российской Федерации и Беларуси, совершенных в ходе российской вооруженной агрессии против Украины.
Если вы стали потерпевшим или свидетелем принудительной депортации на территорию Российской Федерации или Беларуси, оставьте информацию о себе в онлайн-форме или напишите на электронный адрес iy@humanrights.org.ua. Наш представитель свяжется с вами.
По согласию заявителя полученная информация будет использована для обращений в национальные и международные следственные органы, в частности в Независимую международную комиссию ООН по расследованиям событий в Украине, Международный уголовный суд и т.д. для расследования совершенных военных преступлений в Украине.