Евгения Панова в оккупированном Крыму жестоко пытали в течение первых трех дней – правозащитница
Жителя Энергодара Евгения Панова жестоко пытали в течение трех первых дней.
Об этом сообщает Крымская правозащитная группа со ссылкой на источник, приближенный к силовым структурам в оккупированном Крыму, передает корреспондент Центра информации о правах человека.
“Его пытали несколько человек. На него надевали наручники, скотчем привязывали к стулу и надевали мешок на голову. После этого к нему присоединяли провода и включали электрический ток. Силовики угрожали Панову сексуальным насилием”, – цитируют правозащитники слова источника.
“Таким образом они добились того, чтобы он сказал на видео, что ФСБ было нужно. Такими же действиями был достигнут отказ Евгения от адвоката семьи”, – говорит брат Евгения Игорь Котелянец.
Правозащитница Крымской правозащитной группы Ольга Скрипник говорит, что подобные методы похожи на пытки над Геннадием Афанасьевым, Олегом Сенцовым, Андреем Коломийцем и Александром Костенко.
По словам брата Евгения Панова, ранее обнародованное сообщение ФСБ, в котором Евгений Панов вроде отказался от адвоката семьи, нельзя считать документом.
“Согласно российскому законодательству, подозреваемый должен написать этот отказ от руки и поставить свою подпись. Мы не знаем, что за следователь печатал это сообщение. Кроме номера регистрации этого сообщения, в этом документе ничего нет”, – говорит Игорь Котелянец.
“Там находится наш адвокат, который каждый день в течение трех недель пытается добраться к Евгению, но постоянно получает отказ силовиков”, – добавляет он.
Игорь Котелянец называет адвокатом Ольгу Владимировну Помозову предназначенной ФСБ. Она, по его словам, не хочет выходить на связь с семьей Евгения Панова.
“Ольга Помозова вообще из другого округа. Этот человек существует там просто для галочки. Когда я ей первый раз позвонил, то она сказала, что находится на заседании и предложила поговорить позже. А дальше – просто игнор. Она поняла, кто к ней звонит, и на ни какие контакты не идет”, – говорит брат Евгения Панова.
Правозащитница Ольга Скрипник говорит, что “дело украинских диверсантов” является одним из самых закрытых дел в оккупированном Крыму. Сегодня даже трудно сказать, по каким статьям обвиняются его фигуранты.
“Есть только публичные сообщения со ссылкой на ФСБ, но так чтобы действительно увидеть эти материалы уголовного дела – невозможно. Вчера в МИД нам сообщили, что Россия по Евгению Панову говорит о 208 статье УК РФ (организация незаконного вооруженного формирования и участие в нем), но мы не можем утверждать этого точно – могут быть другие статьи”, – говорит Ольга Скрипник. Она ссылается на жену другого задержанного по этому делу Андрея Захтея – Оксану, которой сообщали о статьях, связанных с терроризмом.
“Оксана Захтей говорит, что ее мужа задержали вообще 6 августа. Его обманным путем вызвали для перевозки пассажиров. Однако их не было, после чего его задержали, а на следующий день 7 августа к ней пришли с обыском”, – рассказывает Ольга Скрипник.
Информация о третьем задержанном по этому делу Ридване Сулейманове у правозащитников отсутствует. У них также нет контактов с его родственниками.
“Дело украинских диверсантов”, по данным Крымской правозащитной группы, ведут несколько следователей, в частности Михаил Александрович Голышев. Он раньше был майором юстиции ГУ СБУ в Автономной республике Крым. По информации МВД Украины, Михаил Голышев обвиняется по ч. 1 ст. 408 УК Украины (дезертирство), а СБУ обвиняет его в нарушении присяги.
Голышева правозащитники узнавали во время обыска квартиры мусульманина Муслима Алиева, которого Россия обвиняет в причастности к организации Хиз ут-Тахрир. Также Михаил Голышев под угрозой уголовного преследования заставлял давать показания по уголовному делу о подрыве опор линий электропередач на Херсонщине журналиста “РБК-Украина” Игоря Бурдыгу.
Правозащитники считают, что ведение дела человеком, который находится в розыске в Украине, может свидетельствовать о предвзятости следователя к Евгению Панову, что влияет, в свою очередь, на возможность использования средств эффективной защиты украинца.
Ольга Скрипник призывает журналистов делиться информацией о задержанных по этому делу, которых, по сообщению ФСБ, уже девять.
“Если вы что-то узнаете о людях, которых задержали, поделитесь этой информацией. Ибо мы опасаемся, что к ним применяются пытки и давление. Потому что сегодня практика ФСБ такова: в первые несколько недель изолировать человека, запугивать его пытками. Таким образом человек признается в чем хочешь”, – говорит она.
Напомним, 10 августа ФСБ России заявила, что в Крыму задержан гражданин Украины Евгений Панов. Спецслужба назвала его одним из организаторов терактов, которые якобы готовились в оккупированном Крыму.
11 августа российский канал “Рен-ТВ” обнародовал видео, на котором Панов якобы дает показания.
Брат Панова Игорь Котелянец говорит, что Евгений Панов “планировал ехать в Запорожье, но его вдруг пригласили на отдых, и он исчез”. Он считает, что его брата похитили на территории Украины и вывезли в Крым или обманным путем заманили на оккупированный полуостров.
Ранее украинская разведка заявила, что Евгений Панов не является ее сотрудником и на территорию Крыма он заехал самостоятельно через пункт пропуска.