Преступность растет не только из-за войны, но и из-за незавершенности реформ – эксперт
Причины растущей преступности и отсутствия безопасности в стране – вопросы глобальные и их не стоит списывать только на “закон Савченко” и войну, считает Николай Хавронюк, директор научного развития Центра политико-правовых реформ.
“Часть правоохранительных органов подчинена президенту, другая – правительству. Политики, политические партии, олигархи пытаются влиять на определенные органы. Все они подвержены коррупционным влияниям. В такой системе вообще очень сложно сделать нормальные правоохранительные органы. А преступники, естественно, все это видят и пользуются моментом. Вот в этом, я думаю, основная причина”, – считает он.
По его мнению, положительным фактом является создание патрульно-постовой службы. “Но абсолютно остаются нереформированными органы расследования… Если раньше следователи добывали доказательства с помощью пыток, то сейчас они просто перестают их добывать. Если доказательства сами сыплются им в руки, они их используют. Если нет, криминалистически они их добывать не умеют. Эффективность оперативно-розыскных органов крайне низкая. И мы не имеем индикаторов их эффективности вообще. Чем они занимаются, кого ищут, каких преступников – это все совсем неизвестно”, – подчеркнул Хавронюк.
“Реформирование прокуратуры опять-таки весьма спорное. Мы до сих пор не получили независимого прокурора, который нес бы персональную ответственность за результаты расследования. Все время в его деятельность кто-то вмешивается сверху и с разных сторон, и мы не можем верить в то, что он самостоятельный. Здесь очень много проблем, о них можно говорить часами. А закон Савченко – это второстепенное, рассказы на публику. По этому закону некоторые выходят на свободу раньше. Но они все равно бы вышли. Закон был принят для того, чтобы привести в какое-то соответствие условия содержания в СИЗО, но этим никто не занимается. Там был беспорядок, так и остается”, – резюмировал эксперт.
Как известно, первый заместитель председателя Нацполиции Вадим Троян 15 сентября заявил, что 34 тысячи заключенных подлежат освобождению в 2016 году, в соответствии с законом “О совершенствовании порядка зачисления судом предварительного заключения в срок наказания”, больше известного как “закон Савченко”.
“Закон Савченко” президент Порошенко утвердил 23 декабря 2015 года. Он, в частности, предусматривает зачисление одного дня предварительного заключения за два дня лишения свободы.
Ранее в правозащитной организации “Донецкий мемориал” сообщили Центру информации о правах человека, что инициатива властей внести изменения в упомянутый закон является угрозой для главных принципов соблюдения прав человека.
В “Донецком мемориале” отмечают, что, во-первых, такая инициатива внедряет дискриминацию по признаку преступления. Если главная цель закона – в определенной степени компенсировать гражданам, находящимся в СИЗО в ужасных условиях, нечеловеческие условия содержания, то не может не удивлять предложение одним лицам эти условия “компенсировать”, другим – нет. Тем самым важными министрами признается, что тяжесть этих условий является элементом наказания, если лицо совершило убийство – может не рассчитывать на компенсацию за нечеловеческие условия, а получать их “по полной”.
Также в организации подчеркивают, что уровень преступности обычно зависит от социально-экономической ситуации в стране и от эффективности работы правоохранительных ведомств, а не от числа бывших заключенных на свободе. Когда общее обнищание в обществе растет, число граждан, которые решаются нарушать закон, также растет. К тому же, когда полиция при министре МВД Арсене Авакове плохо ловит преступников – преступность растет.