Горбатюк рассказал, кто виноват в побеге “беркутовцев”
Из-за решения Апелляционного суда Киева в обвиняемого в убийствах активистов Евромайдана Виталия Гончаренко не было ни одной меры пресечения.
Об этом в эфире Общественного радио сказал руководитель департамента спецрасследований Генпрокуратуры Сергей Горбатюк.
Как ранее сообщалось, коллегия судей во главе с председателем Апелляционного суда Киева Олегом Присяжнюком освободила из-под стражи экс-“беркутовца” Виталия Гончаренко. Он должен был появиться на следующее заседание, которое Печерский райсуд Киева не назначил. Однако сам Виталий Гончаренко бежал в Россию 9 апреля вместе с другими тремя экс-беркутовцами.
“Это проблема, которая повлияла на ход событий. Потому что обвинительный акт по поводу событий 18 февраля 2014 года в суд поступил уже 23 марта. До сегодняшнего дня не назначено судебное заседание. Поэтому уже 13 апреля завершились мера пресечения по трем сотрудникам бывшего спецподразделения МВД “Беркут”, – сказал Сергей Горбатюк.
Он сетует, что Печерский суд осознает, что у него нет судей, которые вправе рассматривать это уголовное производство. Но в то же время суд ничего не делает, чтобы в первый же же день, когда поступает дело, передавать его в апелляционный суд, чтобы тот определил подсудность дела.
“В большинстве случаев происходит затягивание на 1 – 3 недели. Из-за этого неоднократно в других “беркутовцев” заканчивались меры пресечения. Суд должен назначить заседание в 5-дневный срок, как это предусмотрено законодательством, или немедленно передать дело в апелляционный суд”, – рассказал он.
По его словам, такая проблема возникает в каждом деле Евромайдана.
Сергей Горбатюк убежден, что у руководства государства нет заинтересованности в том, чтобы уголовные дела Евромайдана завершились результатом. Поэтому из-за отсутствия, по его словам, принципиального отношения к незаконным действиям судей судьи чувствуют безнаказанность.
“Судья спинным мозгом чувствуют, интересно дело для руководства государства или правоохранительных органов. Поэтому они делают те действия, которые они считают нужным делать”, – комментирует он.
По его словам, жалобы на судей Высшая квалификационная комиссия судей Украины может больше года не рассматривать, а затем сроки привлечения судей к дисциплинарной ответственности истекают.
“В рамках полномочий и возможностей мы делаем все возможное. В каждом случае на незаконное увольнение должна быть жалоба на суд. Не всегда мы ее пишем, потому что не хватает времени из-за сокращения нашего подразделения на 60 сотрудников. Надо выбирать: либо мы занимаемся расследованиями или жалобами на судей”, – рассказывает Сергей Горбатюк.
Ранее пресс-служба Апелляционного суда Киева сообщила, что судья Печерского райсуда, удовлетворяя ходатайство прокурора об изменении Гончаренку пресечения с домашнего ареста на содержание под стражей, мотивировал это тем, что риски определены ст. 177 УПК Украины (укрывательство от органов предварительного расследования или суда, уничтожения доказательств или влияние на свидетелей), не подтвердились.
“Однако, в связи “с общественной необходимостью” и фактом подозрения Гончаренка в совершении тяжких уголовных преступлений, за возможное наказание, которое может побудить последнего к совершению неправомерных действий, есть основания для изменения последнем пресечения… Ст. 177 УПК Украины четко предусматривает два основных основания для применения в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения (наличие обоснованного подозрения и рисков, определенных ч. 1 этой статьи). Отсутствие хотя бы одного из этих оснований исключает возможность избрания пресечения”, – говорится в заявлении Апелляционного суда Киева.
Напомним, Виталия Гончаренка вместе с тремя коллегами задержали в июне 2016 года. На тот момент он работал в полиции. Ему инкриминируется соучастие в убийстве трех активистов Евромайдана и покушение на убийство 33 человек во время шествия активистов во время шествия “Мирный ход к Верховной Раде”. Это произошло 18 февраля 2014 на Крепостном переулке. В этот день бывшие сотрудники спецподразделения “Беркут” использовали помповые ружья с охотничьими патронами. Других двух “беркутовцев” обвиняют в том, что они 20 января 2014 года пытали двух протестующих на колоннаде на улице Грушевского.
Кроме этого Виталия Гончаренко обвиняют в нападении на журналистов Общественного телевидения на блок-посту “Песочин” в Харьковской области 29 января 2015 года. Тогда журналисты Анастасия Станко и Константин Реуцкий возвращались из командировки из зоны АТО. Их авто остановили “беркутовцы” Гончаренко, Костюк и Рияко для проверки документов. Они решили проверить вещи журналистов, а когда те начали снимать, работники милиции украли у них камеру “гоупро”, а Реуцкий бросили на землю и били ногами.
Впоследствии бойцы “Беркута” говорили журналистам, что “им ничего за Майдан не было, и сейчас тоже не будет”.