После трех лет трагедии 2 мая в Одессе – ни одного приговора
Через три года после трагедии 2 мая в Одессе, которая унесла жизни 48 человек, суды не вынесли ни одного приговора.
Причиной этого прокуратура Одесской области и общественная “Группа 2 мая”, которая проводит мониторинг расследований и судебных процессов, называют давление на суд.
Часто судебные заседания переносили из-за неявки подозреваемых или даже из-за срыва активистами, требующими тех или иных решений, пишет ВВС Украина.
ОБВИНЯЕМЫЕ
Сейчас статус обвиняемых пока имеют 26 как проукраинских активистов, так и “антимайдановцев”.
Из них под стражей находятся пятеро. Остальные же 21 появляются на заседаниях по требованию суда.
Двое задержанных – граждане России.
Также среди тех, кто находится под стражей, – один из лидеров одесского “Антимайдана” Сергей Долженков. Ему, кроме непосредственного участия в беспорядках, инкриминируют их организацию: якобы именно он отдал команду колонне антимайдановцев идти на прорыв к оппонентам. Сам Долженков свою вину отрицает.
Еще один обвиняемый – участник “Евромайдана” Сергей Ходияк, которому инкриминируют убийство одного из антимайдановцев и ранение милиционера.
Сергей Ходияк свою вину также не признает и настаивает на ускорении судебного разбирательства. Мужчина находится на свободе и посещает судебные заседания по требованию суда.
ПОДОЗРЕВАЕМЫЕ
Еще шесть человек находятся в статусе подозреваемых.
Относительно одного из них – участника “Евромайдана”, известного под именем “сотник Николай” – уголовное производство прекращено из-за его смерти от болезни.
Четверо скрываются от следствия.
Один из тех, кого разыскивают, по данным Одесской прокуратуры, находится на территории, подконтрольной незаконному вооруженному формированию Донбасса. Он “подозревается в участии в деятельности террористической организации”.
Из шести подозреваемых один человек находится за решеткой – это мужчина, которого задержали в марте 2017 года и который, по данным, правоохранителей, “скрывался от органов следствия почти 3 года”.
Впрочем, представительница “Группы 2 мая” Татьяна Герасимова рассказывает, что на самом деле он не скрывался, а просто сменил место жительства. Его задержали, когда пришел в полицию решить какой-то личный вопрос. Здесь она видит “яркий пример того, что правоохранители плохо справляются со своими обязанностями в расследовании событий 2 мая”.
Полиция и прокуратура, которые проводят расследование, в свою очередь настаивают на общей сложности процесса – за три года изменились несколько следственных групп, каждая из которых должна была изучить десятки томов дела.
РАССЛЕДОВАНИЕ ГЕНПРОКУРАТУРЫ
Кроме расследования одесских прокуратуры и полиции, свое расследование событий 2 мая проводит Департамент Генпрокуратуры. Он рассматривает дела против должностных лиц, по вине которых, по мнению следствия, были допущены значительные жертвы.
Среди фигурантов этого расследования – тогдашний начальник милиции общественной безопасности Одессы Дмитрий Фучеджи.
Его подозревают “в организации массовых беспорядков в Одессе 2 мая, а также в служебной халатности и личном распоряжении отпустить 67 задержанных активистов “Антимайдана” из здания горотдела милиции”. Это произошло 4 мая 2014 года.
Сам подозреваемый свои действия объяснял желанием не допустить новых столкновений, ведь в отделение тогда пришла одесская “Самооборона”. Сейчас он находится за пределами Украины (по данным ГПУ – в непризнанной ПМР) и периодически появляется в сюжетах российских медиа.
Другой фигурант – экс-руководитель МЧС Одесской области Владимир Боделан (сын бывшего губернатора Одесской области и мэра Одессы). Ему инкриминируют бездействие спасателей в первые минуты пожара в Доме профсоюзов.
Во время столкновений в центре Одессы днем была уничтожена одна из пожарных машин.
“После этого Владимир Боделан отдал устный приказ своим подчиненным – без его ведома не выпускать ни одну машину. Следствие этот приказ считает преступным”, – объясняет представительница “Группы 2 мая” Татьяна Герасимова.
Он скрывается за пределами Украины и обвинения против себя отрицает. В то же время следствие ведется против нескольких его подчиненных.
Еще один чиновник – экс-глава областной милиции Петр Луцюк. Его обвиняют в том, что он якобы не объявил вовремя план “Волна” для локализации конфликта, что позволило бы избежать столкновений на Куликовом поле.
Петр Луцюк остается в Украине и посещает судебные заседания. Свою вину также не признает и обвиняет прокуратуру в том, что она сфальсифицировала дело против него, “чтобы отбелить свое участие в тех событиях”.
Всего в результате столкновений 2 мая погибли 48 человек с обеих сторон.
Причины смертей:
- 6 – пулевые ранения (из травматического и огнестрельного оружия).
- 8 – падение при попытке спастись из Дома профсоюзов.
- 34 – последствия пожара (отравление угарным газом, ожоги).
Более двухсот человек получили ранения разной степени тяжести.