Российские военные похитили из Киевской области сотни гражданских, которых теперь используют в качестве обменного фонда
Во время оккупации Киевской области российские военные похитили около двух сотен человек, которых теперь содержат в СИЗО в России и используют как “обменный фонд”.
Об этом сообщает Медийная инициатива по правам человека.
Похищали преимущественно атошников, волонтеров или тех, у кого в телефонах находили любую информацию о пребывании сил РФ на территории Украины. Об исчезновении людей правозащитники знают в населенных пунктах Вышгородского района Катюжанке, Дымере и Козаровичах. Часть людей из Дымера 23-24 марта россияне вывезли сначала в Гостомель, затем в Беларусь, а вскоре в Россию, где поместили в СИЗО, которое освободили от заключенных специально для этих целей.
Детали об условиях содержания украинцев правозащитники получили от волонтера “Красного креста Украины” Владимира Хропуна, которого российские военные также держали в Дымере, а затем обменяли: “Вместе со мной вывезли 14 человек. По дороге добавили еще одну женщину. Нас везли двумя «Уралами». Всего вместе в Беларусь привезли 35-37 человек. Было несколько военных, но основная масса – гражданские”.
Конвоиры, сопровождавшие задержанных, рассказали, что СИЗО №2 в российском Новозыбкове специально освободили для киевского региона — Буча, Гостомель, Дымер, Козаровичи, Иванков, Чернобыль.
“Там не было ни одного их задержанного. Все были наши, которых задержали раньше, еще в феврале, и привезли туда. Конвоиры сказали, что будут упаковывать СИЗО нами полностью… Лично я слышал 72 фамилии. А всего в СИЗО где-то до 200 человек, может, даже больше”, — говорит Хропун.
Украинцев избивали во время транспортировки и на допросах, во время которых спрашивали о “бандеровцах” и других подобных вещах. Некоторых пытали электрическим током.
Задержанным выдали робу, зубную щетку и пасту, постельное белье и поселили в камеры с плесенью на стенах и без вентиляции. У всех сняли отпечатки пальцев и взяли кровь на анализы. Ни решений суда, ни каких-либо объяснений по поводу того, почему людей содержат в СИЗО, не предоставили. Заставляли подписывать какие-то документы с закрытыми глазами.
“Нас похитили как вещь. Привезли в другую страну и провели допросы. Там законом и не пахнет”, – констатирует Владимир.
Россия может попытаться привлечь украинцев к уголовной ответственности по своему законодательству, чтобы легализовать их задержание. По словам эксперта Регионального центра прав человека Романа Мартыновского, в Уголовном кодексе РФ для этого существует статья 12.
“Она предполагает, что можно привлекать к ответственности граждан других стран или лиц без гражданства за преступления не на территории РФ только в нескольких случаях. Первый: если это преступление совершено против граждан РФ. Второй: если преступление против интересов РФ. Третий — преступление против лиц, имеющих вид на жительство в РФ”, – говорит Мартыновский.
Он предполагает, что атошников россияне попытаются незаконно привлечь к ответственности за действия против интересов РФ. К тому же на территории Донецкой и Луганской областей, оккупированной до 24 февраля этого года, Россия выдала украинцам много своих паспортов, а потому в отношении некоторых людей могут незаконно предъявить обвинения в “преступлениях против граждан России”.
Среди украинцев, которых держат в СИЗО, по словам Хропуна, есть похищенный журналист УНИАН Дмитрий Хилюк, задержанный 3 марта в Козаровичах. Также среди них Александр Яровой и десятки других людей, исчезнувших, в том числе, из Дымерской громады, а также из Ирпеня и других населенных пунктов Киевской области.
Самого Хропуна освободили в рамках обмена 9 апреля. Вместе с Владимиром домой отправились 14 гражданских и 12 военных. По словам волонтера, СИЗО в Брянской области — не единственное место, где удерживают вывезенных из Украины людей. Когда его и других задержанных освобождали, то по дороге подсадили еще несколько человек:
“Сначала нас везли шесть часов в какой-то аэропорт. Там оставили ночевать, потому что была плохая погода. Потом нас посадили в самолет и мы прилетели в какой-то город. Там подсадили четырех или пятерых человек. Как сказали они сами, это был Ростов-на-Дону. Далее нас отправили самолетом на Бельбек (аэропорт в Севастополе – Ред.), а затем на освобождение в Запорожье”.
Владимир предполагает, что людей, которых россияне продолжают удерживать, они хотят использовать для обмена на своих военнопленных.
Пока Россия не выдвинула требований и ультиматумов Украине по освобождению задержанных, они считаются жертвами принудительного перемещения. Удерживая людей, Россия совершает еще одно преступление – незаконное лишение свободы. В украинском законодательстве эти преступления подпадают под статью 438 “Нарушения правил и обычаев войны”.